142 Организационно-подготовительный этап требует обеспечения специальных наблюдений с целью выявления знаний, умений, возможностей обучаемых. Под руководством преподавателя слушатели включаются в исследовательскую деятельность. Формируется умение анализировать, оценивать. Осмысляется собственная готовность к творческой деятельности. В содержание данного этапа входит также создание творческого инновационного климата, атмосфера сотрудничества. Деятельностно-оценочный этап отвечает за организацию обучающих операций, выполнение творческих заданий. На проектировочном этапе осуществляется осознание своих творческих возможностей, степень готовности к творческой деятельности; планирование и конструирование наиболее рациональных и эффективных способов деятельности по овладению знаниями, умениями и навыками; прогнозирование результатов и возможных трудностей на пути их достижения; обоснование и проектирование выбора средств, методов, форм осуществления деятельности. 14. Результаты исследования позволяют утверждать, что наиболее эффективными с точки зрения развития творческого потенциала личности являются такие нетрадиционно структурированные лекции, как лекция-полилог и лекция-ателье. Лекция-полилог включает такие интегративные компоненты, как монолог, внешние и внутренние диалоги и является одним из эффективных методов обучения творческому применению теоретических знаний. Лекция-ателье такой вид лекции, при котором предельно сокращается дистанция между преподавателем и студентами. Характеризуется интенсивной включенностью обучаемых в совместный поиск. Главная задача такой лекции активизация мыслительной деятельности студентов, развитие гибкости и оригинальности мышления. Лекция-ателье позволяет увеличить вес самостоятельной работы уже во время лекции и творческую переработку информации после нее. Доминирующей ее чертой является творческая образовательная атмосфера. В процессе взаимного обучения устанав142 |
В этом отношении представляется целесообразной теория поэтапного формирования умственных действий, разработанная .Я.Гальпериным и Н.Ф.Талызнной [45], которая намечает и устанавливает последовательные шаги процесса, что и обеспечивает его структурность. Следовательно, мы полагаем правомерным рассматривать взаимосвязь теории и практики учебно-творческой деятельности в развитей творческого потенциала учителя труда как процесс поэтапного совершенствования всех его составляющих. При этом мы придерживаемся мнения тех ученых, которые рассматривают этап как "отдельный момент, отрезок времени в развитии какого-либо ... процесса” (В.И.Дндреев, П.РАтутов и др.). Рассмотрев выделяемые этапы процессы обучения в ряде исследований [34;51;52;155;216] предполагаем, что в развитии творческого потенциала учителя труда, возможно прохождение следующих этапов: организационноподготовительного, деятельностно-оценочного, проектировочного. Организационно-подготовительный этап требует обеспечения специальных наблюдений с целью выявления знаний, умений, возможностей обучаемых. Реализация программы спецкурса по декоративно-прикладному творчеству дает возможность выявления затруднений при решении творческих задач разного уровня, Под руководством преподавателя слушатели включаются в исследовательскую деятельность. Формируется умение (анализировать, оценивать. Осмысляется собственная готовность к творческой деятельности. В содержание данного этапа входит также создание творческого инновационного климата, атмосфера сотрудничества [216]. Деят елъност но-оцепочньо* этап отвечает за организацию обучающих операций, выполнение творческих заданий. На проектировочном этапе осуществляется осознание своих творческих возможностей, степень готовности к творческой деятельности; планирование и конструирование наиболее рациональных и эффективных способов деятельности по овладению знаниями, умениями и навыками; прогнозирование результатов и возможных трудностей на пути их достижения; обоснование и проектирование выбора средств, методов, форм осуществления деятельности. i 94 Посредством этих методов реализуется исследовательский компонент учебнотворческой деятельности учителей труда, Существенную роль в активизации учебно-творческой деятельности играют формы обучения. В педагогической науке четкого определения формы обучения как педагогической категории пока нет. В системе высшего образования на аудиторных занятиях основной формой обучения является лекция. По мнению специалистов, главная задача лекции заключается не в передаче готовой информации, а в активизации мыслительной деятельности студентов. Исследователи (Н.Д.Ряховских и др.) считают наиболее эффективными с точки зрения развития творческого потенциала личности такие нетрадиционно структурированные лекции, как лекция-полилог и лекция-ателье [216 и др.]. Лекция-полилог включает такие интегративные компоненты, как монолог, внешние и внутренние диалоги и является одним из эффективных методов обучения творческому применению теоретических знаний. Лекция-ателье такой вид лекции, при котором предельно сокращается дистанция между преподавателем и студентами. Характеризуется интенсивной включенностью обучаемых в совместный поиск. Главная задача такой лекции активизация мыслительной деятельности студентов, развитие гибкости и оригинальности мышления. Лекция-ателье позволяет увеличить вес самостоятельной работы уже во время лекции и творческую переработку информации после нее. Доминирующей ее чертой является творческая образовательная атмосфера. В процессе взаимного обучения устанавливается связь между отдельными теоретическими понятиями. Лектор, осуществляя управление деятельностью студентов, стимулирует юс активность вопросами проблемного характера. Как показал эксперимент, вышеуказанные нетрадиционно структурированные виды лекции весьма эффективны в учебно-творческой деятельности учителей труда в системе повышения квалификации Реализации взаимосвязи теории и практики в развитии творческого потенциала учителя труда в значительной степени способствует использование 96 |