Проверяемый текст
Нагель, Ольга Ивановна ; Учебно-творческая деятельность учителя трудового обучения в современной школе (Диссертация 2001)
[стр. 16]

16 Исходя из общемезодологического принципа понимания развития как диалектического единства старого и нового, творчество рассматрива ется как процесс созидательного преобразования [3].
0 В основе творчества лежит "умение из элементов создавать построение, комбинировать старое в новые сочетания.
Комбинирующая деятельность воображения основана на прежнем опыте, его реорганизации и формировании новых комбинаций, знаний, умений
[2,35].
Необходимым условием развития творчества является его многообразные связи с культурным целым.
Развитие индивида вне общества и без деятельности невозможно.
Поэтому формула "развитие человека как самоцель творчества" означает следующее: а) развитие общественного человека, общества, создающего более благоприятные условия для расцвета каждой индивидуальности; б) самореализация личности, опредмечивание ее творческих
способностей, достижение определенных объективных результатов, благодаря которым и происходит развитие общества {6 , с.2 1 ].
Мы согласны с В.И.Андреевым, который рассматривает ряд существенных признаков, присущих творчеству как виду человеческой деятельности: а) наличие противоречия проблемной ситуации или творческой задачи;
б) социальная и личная значимость и прогрессивность, т.е.
она вносит вклад в развитие общества и личности (антисоциальная деятельность, даже в ее самой изобретательной форме, это не творчество, а варварство); в) наличие объективных (социальных, материальных ) предпосылок,
условий для творчества; г) наличие субъективных (личностных качеств знаний, умений, положительной мотивации, творческих способностей личности) предпосылок для творчества; д) новизна и оригиналь# ность процесса или результата.
Эти признаки проявляются не изолированно, а интегративно, в их целостном единстве.
Если из названных признаков осмысленно исключить
16
[стр. 12]

Подчеркивая различие между развитием природы и продуктивной деятельностью человека, К.А.Тимирязев отмечал главный отличительный признак творчества человека его целенаправленность.
В природе происходит процесс развитая, но не творчества [125].
Однако, некоторые авторы (Я.А.Пономарев и др.) трактуют творчество довольно широко и даже отождествляют его с понятием "развитие".
"Всеобщий критерий творчества выступает как критерий развития" [191, с.73].
Творчество характеризуется продуктивной деятельностью, в которой наблюдается восхождение от более простых форм к более сложным [214].
Творчество есть момент взаимосвязи, диалектического единства продуктивного и репродуктивного.
Творческая деятельность невозможна без репродуктивной деятельности, ибо мышление вообще невозможно без памяти.
Исходя из общеметодологического принципа понимания развития как диалектического единства старого и нового, творчество рассматривается как процесс созидательного преобразования [III].
В основе творчества лежит умение из элементов создавать построение, комбинировать старое в новые сочетания.
Комбинирующая деятельность воображения основана на прежнем опыте, его реорганизации и формировании новых комбинаций, знаний, умений
[42; 144), Необходимым условием развития творчества является его многообразные связи с культурным целым.
Развитие индивида вне общества и без деятельности невозможно.
Поэтому формула "развитие человека как самоцель творчества" означает следующее: а) развитие общественного человека, общества, создающего более благоприятные условия для расцвета каждой индивидуальности; б) самореализация личности, опредмечивание ее творческих
способностей, достижение определенных объективных результатов, благодаря которым и происходит развитие общества [89].
Мы согласны с В.И.Андреевым, который рассматривает ряд существенных признаков, присущих творчеству как виду человеческой деятельности: а) наличие противоречия проблемной ситуации или творческой задачи;
12

[стр.,13]

б) социальная и личная значимость и прогрессивность, т.е.
она вносит вклад в развитие общества и личности (антисоциальная деятельность, даже в ее самой изобретательной форме, это не творчество, а варварство); в) наличие объективных (социальных, материальных ) предпосылок,
условии для творчества; г) наличие субъективных (личностных качеств знаний, умений, положительной мотивации, творческих способностей личности) предпосылок для творчества, д) новизна и оригинальность процесса или результата.
Эти признаки проявляются не изолированно, а интегративно, в их целостном единстве.
Если из названных признаков осмысленно исключить
хотя бы один, то творческая деятельность либо не состоится, либо деятельность не может быть названа творческой.
В.И.Андреев справедливо, на наш взгляд, утверждает, что "неотъемлемым атрибутом творчества следует считать критерий развития человека, человеческой личности, человеческой культуры и общества в целом.
Другими словами, истинное творчество должно с необходимостью приводить к развитию человеческой личности, развитию человеческой культуры" (4, с.48-49].
Рядом исследователей (В.Г.Рындак, Ю.Н.Кулюткин, АЛ.Ш нирман и др.) человеческое творчество рассматривается в аспекте самореализации человека творца [5;180;215;216,261], проявлении его высших потенций, высшая форма деятельности человека; как процесс достижения результата, в котором личность реализует и утверждает свои потенциальные силы и способности и в котором она сама реализуется f123;155;162].
Для нашего исследования является важным, что некоторые авторы (Ю.Н.Кулюткин, В.И.Андреев, М.Г.Мерзлякова, В.Г.Рындак и др.) характеризует творчество как сложное системное образование, подчеркивая взаимосвязь его отдельных элементов.
[4; 123; 155;215].
Н.А,Бердяев считает, что творчество человека предетавляет "сложную, неразрывно развивающуюся систему".
По сю мнению, системообразующими факторами можно считать "элемент свободы, элемент дара и связанного с ним 13

[Back]