21 принцип изобретения (в научном творчестве это гипотеза, в художественном замысел). Второй акт (знания и рассуждения, выработки схемы или плана). Механизм этого акта состоит в производстве опытов как в мыслях, так и на деле. Третий акт (умения, конструктивного выполнения изобретения). Не требует творчества. По Энгельмейеру, в первом акте изобретение предполагается, во втором доказывается, в третьем осуществляется, Первый акт дает замысел, второй план, третий поступок (действие) [78]. Для нас представляется важным, что П.К.Энгельмейер выдвигает на первое место проблему интереса, связывая с ней все специфические способности творческой личности. Ф.Ю.Левинсон-Лессинг, рассматривая научное творчество, полагал, что его процесс слагается, по крайней мере, из трех элементов: I) накопления фактов, 2 ) возникновения идеи в фантазии, 3) проверки и развития идеи. Л.А.Венгер, анализируя деятельность выдающихся людей, отмечает качества (на наш взгляд, их можно назвать также и структурными компонентами, и фазами), способствующие творчеству. Это 1)интерес к избранной деятельности, 2 ) напряженный труд, 3) вдохновение, интуиция [161]. Б.С.Мейлах выделяет универсальные фазы творческой деятельности возникновение идеи, определенной проблемной ситуации, выбор плана, целенаправленность поисков и отбор наилучших из возможных решений [101, с.191]. Аналогичные стадии выделялись и зарубежными авторами. Так, например, Г.Уоллес выделил четыре шага творческого процесса: подготовка, инкубация, озарение, пересмотр. Этот подход оказался наиболее универсальным, его развивали в дальнейшем многие авторы. Е.П.Торренс указывает, что практически "процесс Уоллеса" лежит в основе любого сущест21 |
Второй акт (знания и рассуждения, выработки схемы или плана). М еханизм этого акта состоит в производстве опытов как в мыслях, так и на деле. Третий акт (умения, конструктивного выполнения изобретения). Не требует творчества. По Энгельмейеру, в первом акте изобретение предполагается, во втором доказывается, в третьем осуществляется. Первый акт дает замысел, второй план, третий —поступок (действие) [262]. Для нас представляется важным, что П.К.Энгельмейср выдвигает на первое место проблему интереса, связывая с ней все специфические способности творческой личности. Ф.Ю.Левинсон-Лессинг, рассматривая научное творчество, полагал, что его процесс слагается, по крайней мере, из трех элементов: 1 ) накопления фактов, 2 ) возникновения идеи в фантазии, 3) проверки и развития идеи. Л.А.Венгер, анализируя деятельность выдающихся людей, отмечает качества (на наш взгляд, их можно назвать также и структурными компонентами, и фазами), способствующие творчеству. Это 1)интерес к избранной деятельности, 2) напряженный труд, 3) вдохновение, интуиция (33]. Ь.С. Мейлах выделяет универсальные фазы творческой деятельности возникновение идеи, определенной проблемной ситуации, выбор плана, целенаправленность поисков и отбор наилучших из возможных решений [152,с.191 J. Аналогичные стадии выделялись и зарубежными авторами. Так, например, Г.Уоллес выделил четыре шага творческого процесса: подготовка, инкубация, озарение, пересмотр. Этот подход оказался наиболее универсальным, его развивали в дальнейшем многие авторы. Е.11.Торренс указывает, что практически "процесс Уоллеса" лежит в основе любого существующего метода систематического обучения творческому мышлению [19], ç, 17, 270, с. 10]. Исходя из того, что основу творчества составляет предметнопрактическая деятельность, его особенности определяются не только субъектом, но и объектом приложения сил. В научной литературе в зависимости от объекта выделяются основные типы творчества: материально-техническое, духовно-теоретическое, социально-организационное, педагогическое, художественное и др. 17 |