Проверяемый текст
Нагель, Ольга Ивановна ; Учебно-творческая деятельность учителя трудового обучения в современной школе (Диссертация 2001)
[стр. 23]

23 творчества.
Этим и объясняется попытка более детального представления блока "процесс" в предлагаемой схеме.
Творческий процесс в современных исследованиях трактуется
как высший мыслительный процесс [17, сЛ2].
Для творчества недостаточно мышления только логического.
Необходимо подключение тех типов мышления, которые продуцируют новые оригинальные идеи, альтернативные результату логического хода рассуждений.
Такими типами продуктивного мышления, обеспечивающими творческие достижения, являются дивергент ное и лат еральное мышление, получившие широкое признание среди исследователей творчества.

Дивергентное (расходящееся) мышление (термин ввел американский психолог Дж.Гилфорд) направлено на возможное получение целого веера условно "правильных” ответов.
В противоположность ему конвергентное (имеющее одно направление) мышление нацелено на единственное правильный ответ.
Характеристика дивергентного мышления включает в себя четыре основных свойства; беглость (легкость) мысли количество идей за единицу времени (важно именно количество, а не качество идей); гибкость мысли способность спонтанно переключаться с одного способа решения проблемы на другой, пока не будет найдено оптимальное решение; оригинальность способность порождать новые идеи, качественно отличающиеся от общепринятых, уже известных идей; точность (законченность или разработанность) способность совершенствовать, придавать завершенный вид своему творческому продукту
[53, с.79; 17, с.
10; 49, с.
114].
Латеральное ("боковое") мышление (автор понятия Эдвард де Боно).
Разновидность мышления, которое подключает к осмыслению
раз23
[стр. 18]

Творчество пронизывает разные виды труда, разные виды деятельности, обеспечивая ее новое, более высокое качество.
По справедливому замечанию Е.Н.Глубоковой, т ворчест во эт о качест венная характ ерист ика лю б о й деят ельност и [51].
Анализ и обобщение более 80 работ более 60 авторов (Д.Б.Богоявленская, Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, Я.А.Пономарев, В.С.Библер, И.П.Калошина, В.С.Юркевич, Т В .Кудрявцев, И.М.Розет, Н.А.Бердяев, Б.М.Неменскнй, А.М.Матюшкин и др.), освещавших проблему творчества, позволили выявить много общего в различных подходах, взглядах и представить их обобщенно в виде схемы на рис.1.
Но, учитывая некоторые расхождения и даже противоречия в трактовке феномена творчества различными авторами, надо иметь в виду, что данная схема носит до некоторой степени условный характер.
Творчество здесь понимается как некая структурная целостность, элементы (блоки) которой взаимосвязаны и взаимозависимы Структурными компонентами творчества являются; процесс, продукт, личность, среда.
Творчество представлено в схеме в виде процесса, осуществляемого в определенных условиях (среде) субъектом творчества (личностью).
Результатом творчества является продукт (материальный или идеальный), которым может быть и сама личность.
Наиболее сложной и наименее разработанной в современной отечественной и зарубежной литературе является процессуальная сторона творчества.
Этим и объясняется попытка более детального представления блока "п р о ц есс" в предлагаемой схеме.
Творческий процесс в современных исследованиях трактуется
в первую очередь как высший мыслительный процесс [270, с.
12].
Для творчества недостаточно мышления только логического.
Необходимо подключение тех типов мышления, которые продуцируют новые оригинальные идеи, альтернативные результату логического хода рассуждений.
Такими типами продуктивного мышления, обеспечивающими творческие достижения, являются дивергент ное и лат еральное мышление, получившие широкое признание среди исследователей творчества.

18

[стр.,20]

Дивергентное (расходящееся) мышление (термин ввел американский психолог Дж.Гилфорд) направлено на возможное получение целого веера условно ''правильных'' ответов.
В противоположность ему конвергентное (имеющее одно направление) мышление нацелено на единственное правильный ответ.
Характеристика дивергентного мышления включает в себя четыре основных свойства: беглость (легкость) мысли количество идей за единицу времени (важно именно количество, а не качество идей); гибкость мысли —способность спонтанно переключаться с одного способа решения проблемы на другой, пока не будет найдено оптимальное решение; оригинальность способность порождать новые идеи, качественно отличающиеся от общепринятых, уже известных идей; точность (законченность или разработанность) способность совершенствовать, придавать завершенный вид своему творческому продукту
[199, с.79; 270, с.10; 228, с.114].
Латеральное ("боковое") мышление (автор понятия Эдвард де Боно).
Разновидность мышления, которое подключает к осмыслению
различные стороны проблемы.
Иными словами, латеральное мышление это возможность мыслить нелинейно.
При этом могут быть использованы необычные, неиспользуемые при логическом мышлении методы [100, с.97; 26].
Латеральное мышление дает возможность человеку эффективнее использовать потенциал своего мышления, открывает простор для воображения и поиска новых идей [100, с.109].
Латеральное мышление отличается своей продуктивностью (создает много идей и мыслей независимо от их "правильности") в отличие от логического мышления, которое ишст один путь, исключая все остальные.
(Дивергентное мышление внепроблемное, латеральное околопроблемное).
По мнению К.-Й.Клюге, логическое мышление составляет лишь половину умственных способностей человека.
Другую половину составляет латеральное мышление.
Латеральное мышление не исключает логическое, логическое мышление вступает в силу на определенном этапе латерального мышления [1 0 0 , с.96].
Учитывая специфические особенности каждого из представленных типов мышления, можно предположить, что в творческом процессе вначале задейст20

[Back]