24 личные стороны проблемы. Иными словами, латеральное мышление —это возможность мыслить нелинейно. При этом могут быть использованы необычные, неиспользуемые при логическом мышлении методы [48, с.97; 54}. Латеральное мышление дает возможность человеку эффективнее использовать потенциал своего мышления, открывает простор для воображения и поиска новых идей [48, с.109]. Латеральное мышление отличается своей продуктивностью (создает много идей и мыслей независимо от их ’’правильности”) в отличие от логического мышления, которое ищет один путь, исключая все остальные. (Дивергентное мышление внепроблемное, латеральное околопроблемвое). По мнению К.-Й.Клюге, логическое мышление составляет лишь половину умственных способностей человека. Другую половину составляет латеральное мышление. Латеральное мышление не исключает логическое, логическое мышление вступает в силу на определенном этапе латерального мышления [48, с.96]. Учитывая специфические особенности каждого из представленных типов мышления, можно предположить, что в творческом процессе вначале задействуется дивергентное мышление (поиск "по площади"), затем латеральное мышление (поиск около проблемы, со всех ее сторон), и затем, когда оптимальный вариант решения уже найден, в работу включается логическое мышление (завершающий этап творчества). Но не исключен возврат опять к дивергентному мышлению и прохождение всей цепочки. Творчество человека целенаправленная деятельность в отличие от развития природы [5, с,17]. И как любой процесс, содержащий целеполагание, творческий процесс проходит ряд этапов. Широко распространена и наиболее убедительна классификация, предложенная Г.Уоллесом, ко24 |
Дивергентное (расходящееся) мышление (термин ввел американский психолог Дж.Гилфорд) направлено на возможное получение целого веера условно ''правильных'' ответов. В противоположность ему конвергентное (имеющее одно направление) мышление нацелено на единственное правильный ответ. Характеристика дивергентного мышления включает в себя четыре основных свойства: беглость (легкость) мысли количество идей за единицу времени (важно именно количество, а не качество идей); гибкость мысли —способность спонтанно переключаться с одного способа решения проблемы на другой, пока не будет найдено оптимальное решение; оригинальность способность порождать новые идеи, качественно отличающиеся от общепринятых, уже известных идей; точность (законченность или разработанность) способность совершенствовать, придавать завершенный вид своему творческому продукту [199, с.79; 270, с.10; 228, с.114]. Латеральное ("боковое") мышление (автор понятия Эдвард де Боно). Разновидность мышления, которое подключает к осмыслению различные стороны проблемы. Иными словами, латеральное мышление это возможность мыслить нелинейно. При этом могут быть использованы необычные, неиспользуемые при логическом мышлении методы [100, с.97; 26]. Латеральное мышление дает возможность человеку эффективнее использовать потенциал своего мышления, открывает простор для воображения и поиска новых идей [100, с.109]. Латеральное мышление отличается своей продуктивностью (создает много идей и мыслей независимо от их "правильности") в отличие от логического мышления, которое ишст один путь, исключая все остальные. (Дивергентное мышление внепроблемное, латеральное околопроблемное). По мнению К.-Й.Клюге, логическое мышление составляет лишь половину умственных способностей человека. Другую половину составляет латеральное мышление. Латеральное мышление не исключает логическое, логическое мышление вступает в силу на определенном этапе латерального мышления [1 0 0 , с.96]. Учитывая специфические особенности каждого из представленных типов мышления, можно предположить, что в творческом процессе вначале задейст20 вуется дивергентное мышление (поиск "по площади"), затем латеральное мышленне (поиск около проблемы, со всех ее сторон)* и затем, когда оптимальный вариант решения уже найден, в работу включается логическое мышление (завершающий этап творчества). Но не исключен возврат опять к дивергентному мышлению и прохождение всей цепочки. Творчество человека целенаправленная деятельность в отличие от развития природы]. И как любой процесс, содержащий целеполагание, творческий процесс проходит ряд этапов. Широко распространена и наиболее убедительна классификация, предложенная Г.Уоллесом, который выделяет 4 шага (этапа) творчества: подготовка, инкубация, озарение, пересмотр [180, с.9]. Она и взята за основу в схеме на рис. I . Этап п о д го т о в ь предполагает сбор данных (по истории вопроса, фактологический материал, иллюстративный материал и др.); инкубация процесс осмысления информации; озарение (инсайт, "агареакция") внезапная догадка, детерминированная предыдущими этапами, на основе которой выдвигается гипотеза; последний в этом перечне этап уместнее будет обозначить как оценку, включающую в себя развитие идеи, пересмотр и перепроверку' результатов. Процессуальные черты творческой деятельности являются общими для всех сфер творчества (научного, художественного, технического) и не зависят от масштабов творческой деятельности. Как считает И.Я.Лернер, творчество ребенка и творчество ученого идентичны по напряженноеги, трудности и процедурам (отличие в масштабах проблем, степени самостоятельности, прохождении отдельных этапов творческого процесса) [134, с. 12]. Мышление и творчество неразрывно связаны дру1 с другом. Объективно существуют качественно различные уровни продуктивности мышления [ 2 1 ;28 и др.]. В предлагаемой схеме взяты за основу уровни (типы) творчества, выделенные Д.Б.Богоявленской: стимульно-продуктнвный, эвристический, креативный [21, C.339J, отличающиеся степенью проявления творческой активности личности. На смимулы ю -продукт иаиом уровне деятельность может носить продуктивный характер, но определяется действием какого-либо внешнего стимула |