Проверяемый текст
Нагель, Ольга Ивановна ; Учебно-творческая деятельность учителя трудового обучения в современной школе (Диссертация 2001)
[стр. 25]

25 торый выделяет 4 шага (этапа) творчества: подготовка, инкубация, озарение, пересмотр [8 , с.9.
Этап подгот овки предполагает сбор данных (по истории вопроса, фактологический материал, иллюстративный материал и др.); инкубация процесс осмысления информации; озарение (инсайт, "ага-реакиия") внезапная догадка, детерминированная предыдущими этапами, на основе которой выдвигается гипотеза; последний в этом перечне этап уместнее будет обозначить как оценку, включающую в себя развитие идеи, пересмотр и перепроверку результатов.
Процессуальные черты творческой деятельности являются общими для всех сфер творчества (научного, художественного, технического) и не зависят от масштабов творческой деятельности.
Как считает И.Я.Лернер, творчество ребенка и творчество ученого идентичны по
напряженности, трудности и процедурам (отличие в масштабах проблем, степени самостоятельности, прохождении отдельных этапов творческого процесса) [55, с.
12].
Мышление и творчество неразрывно связаны
друг с другом.
Объективно существуют качественно различные уровни продуктивности мышления
[46;51 и др.].
В предлагаемой схеме взяты за основу уровни (типы) творчества, выделенные Д.Б.Богоявленской: ст
имулъно-продукт йены й, эвристический, креат ивны й [51, с.339], отличающиеся степенью проявления творческой активности личности.
На
ст имульно-продукт ивном уровне деятельность может носить продуктивный характер, но определяется действием какого-либо внешнего стимула (безинициативная деятельность).
Высшие проявления на этом уровне отражают высокую степень развития умственных способностей и тождественны понятию "общая одаренность"
[51, с.339] или интеллект [44].
На эврист ическом уровне деятельность принимает творческий характер.
При наличии достаточно надежного способа решения
поставлен25
[стр. 21]

вуется дивергентное мышление (поиск "по площади"), затем латеральное мышленне (поиск около проблемы, со всех ее сторон)* и затем, когда оптимальный вариант решения уже найден, в работу включается логическое мышление (завершающий этап творчества).
Но не исключен возврат опять к дивергентному мышлению и прохождение всей цепочки.
Творчество человека целенаправленная деятельность в отличие от развития природы].
И как любой процесс, содержащий целеполагание, творческий процесс проходит ряд этапов.
Широко распространена и наиболее убедительна классификация, предложенная Г.Уоллесом, который выделяет 4 шага (этапа) творчества: подготовка, инкубация, озарение, пересмотр [180, с.9].
Она и взята за основу в схеме на рис.
I .
Этап п о д го т о в ь предполагает сбор данных (по истории вопроса, фактологический материал, иллюстративный материал и др.); инкубация процесс осмысления информации; озарение (инсайт, "агареакция") внезапная догадка, детерминированная предыдущими этапами, на основе которой выдвигается гипотеза; последний в этом перечне этап уместнее будет обозначить как оценку, включающую в себя развитие идеи, пересмотр и перепроверку' результатов.
Процессуальные черты творческой деятельности являются общими для всех сфер творчества (научного, художественного, технического) и не зависят от масштабов творческой деятельности.
Как считает И.Я.Лернер, творчество ребенка и творчество ученого идентичны по
напряженноеги, трудности и процедурам (отличие в масштабах проблем, степени самостоятельности, прохождении отдельных этапов творческого процесса) [134, с.
12].
Мышление и творчество неразрывно связаны
дру1 с другом.
Объективно существуют качественно различные уровни продуктивности мышления [
2 1 ;28 и др.].
В предлагаемой схеме взяты за основу уровни (типы) творчества, выделенные Д.Б.Богоявленской: стимульно-продуктнвный,
эвристический, креативный [21, C.339J, отличающиеся степенью проявления творческой активности личности.
На
смимулы ю -продукт иаиом уровне деятельность может носить продуктивный характер, но определяется действием какого-либо внешнего стимула

[стр.,22]

(безинициативная деятельность).
Высшие проявления на этом уровне отражают высокую степень развития умственных способностей и тождественны понятию "общая одаренность"
[21, с.339] или интеллект [217].
На эврист ическом уровне деятельность принимает творческий характер.
При наличии достаточно надежного способа решения
поставленной задачи, субъект творчества "продолжает анализировать состав, структуру своей деятельности, сопоставляет между собой отдельные задачи, что приводит его к открытию новых оригинальных, внешне более остроумных способов решения.
Каждая найденная закономерность переживается самим эвристом как открытие, творческая находка" (Д.Б.Богоявленская).
В то же время она оценивается только как "свой" новый способ решения поставленной задачи [21, с.339].
Креат ивны й уровень деятельности характеризуется тем, что "самостоятельно найденная эмпирическая закономерность не используется как прием решения, а выступает в качестве новой проблемы".
Здесь впервые используется подлинное целеиолагание.
Результат деятельности (ответ) шире, чем исходная цель.
Таким образом, творчество в узком смысле слова начинается там, где перестает быть только ответом, только решением поставленной задачи.
Высшая форма творчества проявляется в способности выхода за пределы заданного, в способности к продолжению познания за рамками требуемого, т.е.
в "ситуативно нестимулирован ной продуктивной деятельности" (термины Д.Б.Богоявленской).
Два последних уровня фиксируют то, что принято называть творческой одаренностью или креативностью [217].
Учебная деят ельност ь обычно не требует высшего уровня самостоятельности и творчества, характерных для тех, кто делает научное или художественное открытие.
Обучающийся должен открывать для себя уже известные другим знания.
Иначе усвоение культуры будет очень поверхностным и формальным [28, с.51].
Исключением является учебная творческая деятельность, целеполаганис которой состоит в освоении "опыта творческой деятельности" (термин И.Я.Лернера).

[Back]