Проверяемый текст
Нагель, Ольга Ивановна ; Учебно-творческая деятельность учителя трудового обучения в современной школе (Диссертация 2001)
[стр. 30]

30 вузе Под деят ельност ью в обобщенном виде понимается сознательная активность субъекта, направленная на объект (М.С.Каган, Э.С.Маркарян, Г.А.Праздников, С.Л.Рубинштейн, Д.И.Фельдштейн).
Акт ивност ь не есть еще деятельность, т.к.
последняя
предполагает цель, свободный выбор [Î03, с.З].
Деятельность, активность ключевые понятия, определяющие сущность человека и выражающие его отношение к миру.
Достижения развития человека, человеческого общества закреплялись в форме материальной и духовной культуры.
А.Н.Леонтьев писал: " Эта особая форма закрепления и передачи последующим поколениям достижений развития возникла в силу то, что в отличие от деятельности животных деятельность людей является созидательной , продуктивной.
Такова прежде всего основная человеческая деятельность —труд"
[173, с.361362].
В процессе созидательной деятельности людей их способности, знания и умения как бы "кристалли-зуются" в продуктах деятельности —материальных и идеальных (духовных).
Каждое новое поколение начинает жизнь в мире предметов и явлений, созданных
предшествующими поколениями мире культуры [174, с.7].
Под руководством старших молодые поколения овладевает богатствами культуры, осуществляя
разнообразную деятельность, и развивает в себе те специфические человеческие способности, которые воплощены в различных элементах материальной и духовной культуры.
И.Я.Лернер и М.Н.Скаткин пишут: "Анализ элементов культуры с педагогической точки зрения показал,
культура это, прежде всего, совокупность процессов материальной и духовной деятельности, выработанных человечеством, которая может быть усвоена личностью и стать ее достоянием" [172, с.4].
Философы и психологи выделяют следующие виды деятельности:
преобразоват ельную , познават ельную, ком муникат ивную , ценност но-ориент ационную , худож ест венную .
1.2.
Особенности учебной творческой деятельности в туристском 30
[стр. 26]

1.2.
Особенности учебно-творческой деятельности на основе * художественного творчества Проведенный анализ и определение сущности понятия "творчество" позволяет перейти к осмыслению и педагогическому анализу специфики учебкотворческой деятельности на основе художественного творчества.
Структура данного параграфа выстроена с учетом того, что одной из главных тенденций научной методологии является обращение к фундаментальным понятиям, объединяющим на единой теоретической основе определенный круг явлений.
Отсюда движение от общих характеристик деятельности как вида человеческой активности к творческой деятельности, а более конкретно — к учебно-творческой деятельности, и далее к художественному творчеству как содержательной основе учебно-творческой деятельности Под деят ельност ью в обобщенном виде понимается сознательная активность субъекта, направленная на объект (М.С.
Каган, Э.С.Маркарян,
щ, Г.Л.
Праздников, С.Л.Рубин штейн, Д.И.Фельдштсйн).
А кт ивност ь не есть еще деятельность, т.к.
последняя
предлолатет цель, свободный выбор 1195, с.З].
Деятельность, активность ключевые понятия, определяющие сущность человека и выражающие его отношение к миру Достижения развития человека, человеческого общества закреплялись в форме материальной и духовной культуры.
А Н Леонтьев писал: "Эта особая форма закрепления и передачи последующим поколениям достижений развития возникла в силу то, что в отличие от деятельности животных деятельность людей является созидательной, продуктивной.
Такова прежде всего основная человеческая деятельность труд”
[130, с.361-362).
В процессе созидательной деятельности людей их способности, знания и умения как бы "кристаллизуются" в продуктах деятельности материальных и идеальных (духовных).
Каждое новое поколение начинает жизнь в мире предметов и явлений, созданных
4 предшествующими поколениями мире культуры [13 i, с.7].
Под руководством старших молодые поколения овладевает богатствами культуры, осуществляя
26

[стр.,27]

разнообразную деятельность, и развивают в себе те специфические человеческие способности, которые воплошены в различных элементах материальной и духовной культуры.
И.Я Лернер и М.Н Скаткин пишут: "Анализ элементов культуры с педагогической точки зрения показал,
что культура —это, прежде всего, совокупность процессов материальной и духовной деятельности, выработанных человечеством, которая может быть усвоена личностью и стать ее достоянием" [69, c.4j.
Философы и психологи выделяют следующие виды деятельности:
преобразован7е.чъпую, позн ават еяьную, колш ун икот пену/о, цеш гостн о-ори euт ац ион ну/о, худож ест венную .
В рамках этих основных видов различают: материальную и духовную, производительную и потребительскую, репродуктивную и творческую деятельности [69;92;244].
Учитывая разнообразие, сложность и специфичность человеческой деятельности, ОшШктика вы оеяяет общие для всех видов деятельности элементы, подлежащие усвоению, независимо от характера конкретною дела человека: 1 ) знания (о природе, обществе, мышлении, технике и способах деятельности); 2 ) опыт осуществления известных способов деятельности, воплощаемый в умениях и навыках; 3) опыт творческой, поисковой деятельности; 4) опыт эмоционально-ценностного отношения к действительности [69; 133].
Каждый элемент выполняет свою функцию по формированию личности.
Причем, предшествующие элементы независимы от последующих, тогда как каждый последующий невозможен без предшествующих.
Иными словами, можно знать, но не уметь; можно знать, уметь выполнять известные способы деятельности, но не быть подготовленным к творчеству; можно знать, уметь творить при разном отношении к действительности.
Взаимосвязь элементов выражается и в том, что усвоение каждого влияет на уровень и качество усвоения других элементов [69, с.
103].
Этот вывод является важным для нашего исследования в аспекте взаимосвязи теории и практики учебно-творческой деятельности.
Для развития культуры, подчеркивает И.Я.Лернер, необходимо включение в содержание образования всех четырех элементов культуры.
Для нашего 27

[Back]