35 понятиям эстетическая деятельность, художественное творчество. Л также проанализируем связь науки и искусства. ^ • "Э ст ет ическая д еят ельн о ст ь вид практически-духовной (созл даиие произведений искусства, фольклор, дизайн и др.) и духовной (эстетическое созерцание, эстетическое восприятие, эстетическое суждение и пр.) деятельности. Всем видам ЭД (эстетической деятельности) присутце эстетическое начало осуществляемое в той или иной форме "творчество по законам красоты", доставляющее человеку высокое духовное наслаждение. Как и всякая целесообразная деятельность, ЭД является социальной формой бытия человека. Через нее человек вступает в определенные связи с внешним миром, в эстетические отношения с действительностью, изменяя при этом самого себя, свои способности, свой внутренний духовный мир" [140, с.75]. ф Эстетическая деятельность формирует "эстетическое поле культуры" (термин А.Н.Илиади) [119, с.13]. Специфическая роль эстетической деятельности в культурном процессе заключается в поиске наиболее выразительных и совершенных форм человеческой деятельности, и одновременно эстетическая деятельность обращена к внутреннему миру человека. Так, эстетическая деятельность творит культуру для человека, и творит личность человека для культуры [7, с.6-7]. Учитывая специфику нашего исследования, считаем необходимым акцентировать внимание на некоторых эстетических идеях, ставших достоянием культуры идее единства красоты, добра и истины, идее эвристической природы искусства, идее всестороннего развития личности и идее гуманистического содержания творчества. Эти четыре идеи считаются структурообразующими эстетическими ^ идеями в истории культуры [7; 120; 125 и др.]. Главным элементом эстетической деятельности является субъект носитель эстетических способностей, которые актуализируются в процессе эстетической деятельности (образное мышление, продуктивное вообра35 |
более широким видовым понятиям эстетическая деятельность, художествен& ное творчество, декоративное искусство. А также проанализируем связь науки и искусства. При рассмотрении данного вопроса будем придерживаться логики изложения, схематично показанной на рис.2 • "Э ст ет ическая деят ельност ь вид пракгически-духовной (создание произведений искусства, фольклор, дизайн и др.) и духовной (эстетическое созерцание, эстетическое восприятие, эстетическое суждение и пр.) деятельности. Всем видам ЭД (эстетической деятельности О Н.) присуще эстетическое начало —осуществляемое в той или иной форме "творчество по законам красоты", доставляющее человеку высокое духовное наслаждение. Как и всякая целесообразная деятельность, ЭД (эстетическая деятельность О Н.) является социальной формой бытия человека. Через нее человек вступает в определенные связи с внешним миром, в эстетические отношения с дейсгвительностмо, изменяя при этом самого себя, свои способности, свой внутренний духовный мир" » [266, C.75J. Эстетическая деятельность формирует "эстетическое поле культуры" (термин Л.Н.Илиади) [84, сЛЗ]. Специфическая роль эстетической деятельности в культурном процессе заключается в поиске наиболее выразительных и совершенных форм человеческой деятельности, и одновременно эстетическая деятельность обращена к внутреннему миру человека Гак, эстетическая деятельность творит культуру для человека, и творит личность человека для культуры [115, с.6-7]. Учитывая специфику нашего исследования, считаем необходимым акцентировать внимание на некоторых эстетических идеях, ставших достоянием культуры идее единства красоты, добра и истины; идее эвристической природы искусства, идее всестороннего развития личности и идее гуманистического содержания творчества. Эти четыре идеи считаются структурообразующими эстетическими идеями в истории культуры [61 ;115;246 и др.]. 31 Главным элементом эстетической деятельности является субъект носитель эстетических способностей, которые актуализируются в процессе эстетической деятельности (образное мышление, продуктивное воображение, опережающая эмоциональная оценка объекта в проблемной ситуации и т.д.). Будучи развиты, эти способности проявятся в любых других видах практической и духовной деятельности. Необходимым условием эффективности эстетической деятельности является наличие у субъекта установки, настроенности на нее. Конечный результат эстетической деятельности в системе общественной практики —развитие творческих сил и способностей человека вне зависимости от какой-либо конкретной деятельности, т е. целостное развитие личности, что совпадает с целями образования в современных условиях [136; 140 и др.]. По мнению А.Н.Леонтьева, деятельность есть единица жизни, т.е. такая частица человеческого бытия, которой измеряются другие его проявления [130]. Н.Б.Крылова считает, что с известной долей условности эстетическую деятельность можно также назвать единицей жизни в ее эстетических параметрах. Эстетическая деятельность пронизывает r c c сферы человеческой практики социальную, научную, трудовую и в наибольшей степени художественную, проявляясь целостно и полно тогда, когда действия человека возвышаются до творчества по законам выразительности и красоты [115, с.8 ]. Эстетические понятия —красота, гармония, совершенство, выразительность являются всеобщими, они приложимы ко всем видам деятельности, результатам труда, природным объектам, социальным явлениям. Все виды деятельности и поведения содержат эстетическое целеполагание в той или иной мере. Однако, необходимо заметить, что в труде эстетическое целеполагание содержится потенциально (например, труд рабочего или ученого может содержать эстетические элементы, а можег быть лишен их) Лишь в эстетической и художественной деятельности такое целеполагание доминирует. Красота и выразительность в искусстве самоценны, они развивают человека, доставляют ему духовное наслаждение, помогают познавать и преобразовывать мир [8:61;98; 115;152; 154;195;273]. |