37 Красота и выразительность в искусстве самоценны, они развивают человека, доставляют ему духовное наслаждение, помогают познавать и Ь преобразовывать мир [7; 99;120; 101 ;118; 100; 102; 103]. Общеизвестно, что личность развивается именно и только в деятельности. Разностороннее развитие личности предполагает достаточный уровень сформированности способностей к одновременному осуществлению всех видов деятельности. С позиций творческого развития личности среди прочих выделяют именно эстетическую деятельность. Рядом авторов (Н.Б.Крылова, Н.И.Киященко, Н.Л.Лейзеров, Б.С.Мейлах и др.) отмечается, что именно в эстетической деятельности наиболее полно, как бы концентрируясь в ней, проявляются способности к творчеству. Как замечает Н.Б.Крылова, эстетическая деятельность является креативной по содержанию, форме, существу [7;99;101]. Ряд авторов (Ю.Б.Борев, С.X.Раппопорт, М.Н.Столович) раскрывают сущность эстетической деятельности в системе общечеловеческой деятельности. По выражению Ю .Б.Борева художественная деятельность (искусство) есть образная модель человеческой деятельности. Он предлагает рассматривать эстетическую деятельность в двух планах; как "деятельность субъекта, направленную вовне", т.е. создание произведений искусства, и "деятельность субъекта, направленную вовнутрь" (самопознание, самооценка, самосозидание и т.д.), т.е. на реализацию механизмов самости [6 , с.93]. Эстетическая и художественная деятельность имеют общую основу эст ет ическое от нош ение, что является базой для их взаимопроникновения и взаимообогащения. На соотношение эстетической и художе^ ственной деятельности существуют различные взгляды. Однако, наиболее распространенной является точка зрения, утверждающая, что эстетическая деятельность шире художественной [118, с.26]. 37 |
Общеизвестно, что личность развивается именно и только в деятельности. Разностороннее развитие личности предполагает достаточный уровень сформированное™ способностей к одновременному осуществлению всех видов деятельности. С позиций творческого развития личности среди прочих выделяют именно эстетическую деятельность. Рядом авторов (Н.Б.Крылова, Н.И.Киященко, НЛ.Лейзеров, Б.С.Мейлах и др.) отмечается, что именно в эстетической деятельности наиболее полно, как бы концентрируясь в ней, проявляются способности к творчеству. Как замечает Н.Б.Крылова, эстетическая деятельность является креативной по содержанию, форме, существу [98;115;152]. Ряд авторов (Ю.Б.Борев, С.X.Раппопорт, М.Н.Столович) раскрывают сущность эстетической деятельности в системе общечеловеческой деятельности. По выражению Ю.Б.Борева художественная деятельность (искусство) есть образная модель человеческой деятельности. Он предлагает рассматривать эстетическую деятельность в двух планах: как "деятельность субъекта, направленную вовне", т.е. создание произведений искусства, и "деятельность субъекта, направленную вовнутрь" (самопознание, самооценка, самосозидание и т д.), т.е. на реализацию механизмов самоеги [89, с.93]. Эстетическая и художественная деятельность имеют общую основу эст ет ическое отношение, что является базой для их взаимопроникновения и взаимообогащения. На соотношение эстетической и художественной деятельности существуют различные взгляды. Однако, наиболее распространенной является точка зрения, утеерждающая, что эстетическая деятельность шире художественной [273, с.26]. Художественная деятел ь11ость или худ ож ест венное т ворчест во (искусст во) определяется как "создание новых эстетических ценностей". И широком смысле творчество художественное, понимаемое как творчество "по законам красоты", присуще в топ или иной степени всем видам продуктивной человеческой деятельности. В конненфированлом же своем качестве оно находит 34 |