38 Художественная деятельность или худож ест венное т ворчест во (искусст во) определяется как "создание новых эстетических ценностей ". В широком смысле творчество художественное, понимаемое как творчество "по законам красоты", присуще в той или иной степени всем видам продуктивной человеческой деятельности. В концентрированном же своем качестве оно находит выражение в создании (и творческом исполнении) произведений искусства" [140, с.344]. Художественное творчество, по мысли Н.А.Бердяева, лучше, полнее всего раскрывает сущность творческого акта. Искусство —по преимуществу творческая сфера. Во всех сферах духовной активности творческий элемент принято называть художественным [86, с.217]. В гносеологическом плане художественное творчество есть образное отражение объективной действительности, его особое видение и осмысление. В педагогическом аспекте художественное творчество является составной частью системы эстетического и художественного воспитания, средством развития личности. Искусство участвует в реализации ценностно-ориентационной и творческой функции воспитания. При этом эстетическое воспитание при помощи искусства не сводится лишь к художественному воспитанию. Оно гораздо шире, т.к. предполагает воздействие на эстетические аспекты труда, быта, поведения человека и отношение к действительности (140, с.425]. Художественное освоение мира рассматривается как синкретическое единство четырех основных видов деятельности. В искусстве "встречаются, пересекаются и отождествляются" все виды деятельности, в результате чего появляется ее пятый вид (художественная деятельность), обладающий органической целостностью и неразложимый на составляющие его компоненты [65; 155, с. 12!]. Художественное творчество уже как целое, вступает в контакт с каждым видом деятельности, образуя ряды сме38 |
Общеизвестно, что личность развивается именно и только в деятельности. Разностороннее развитие личности предполагает достаточный уровень сформированное™ способностей к одновременному осуществлению всех видов деятельности. С позиций творческого развития личности среди прочих выделяют именно эстетическую деятельность. Рядом авторов (Н.Б.Крылова, Н.И.Киященко, НЛ.Лейзеров, Б.С.Мейлах и др.) отмечается, что именно в эстетической деятельности наиболее полно, как бы концентрируясь в ней, проявляются способности к творчеству. Как замечает Н.Б.Крылова, эстетическая деятельность является креативной по содержанию, форме, существу [98;115;152]. Ряд авторов (Ю.Б.Борев, С.X.Раппопорт, М.Н.Столович) раскрывают сущность эстетической деятельности в системе общечеловеческой деятельности. По выражению Ю.Б.Борева художественная деятельность (искусство) есть образная модель человеческой деятельности. Он предлагает рассматривать эстетическую деятельность в двух планах: как "деятельность субъекта, направленную вовне", т.е. создание произведений искусства, и "деятельность субъекта, направленную вовнутрь" (самопознание, самооценка, самосозидание и т д.), т.е. на реализацию механизмов самоеги [89, с.93]. Эстетическая и художественная деятельность имеют общую основу эст ет ическое отношение, что является базой для их взаимопроникновения и взаимообогащения. На соотношение эстетической и художественной деятельности существуют различные взгляды. Однако, наиболее распространенной является точка зрения, утеерждающая, что эстетическая деятельность шире художественной [273, с.26]. Художественная деятел ь11ость или худ ож ест венное т ворчест во (искусст во) определяется как "создание новых эстетических ценностей". И широком смысле творчество художественное, понимаемое как творчество "по законам красоты", присуще в топ или иной степени всем видам продуктивной человеческой деятельности. В конненфированлом же своем качестве оно находит 34 выражение в создании (и творческом исполнении) произведений искусства" [266, C .344J. Художественное творчество, по мысли Н А.Бердяева, лучше, полнее всего раскрывает сущность творческого акта. Искусство — по преимуществу творческая сфера. Во всех сферах духовной активности творческий элемент принято называть художественным [14, с.217]. В гносеологическом плане художественное творчество есть образное отражение объективной действительности, его особое видение и осмысление. В педагогическом аспекте художественное творчество является составной частью системы эстетического и художественного воспитания, средством развития личности. Искусство участвует в реализации ценностно-ориентационной и творческой функции воспитания. При этом эстетическое воспитание при помощи искусства не сводится лишь к художественному воспитанию. Оно гораздо шире, т.к. предполагает воздействие па эстетические аспекты труда, быта, поведения человека и отношение к действительности [266, с.425]. Художественное освоение мира рассматривается как синкретическое единство четырех основных видов деятельности. В искусстве "встречаются, пересекаются и отождествляются" все виды деятельности, в результате чего появляется ее пятый вид (художественная деятельность), обладающий органической целостностью и неразложимый на составляющие его компоненты [137; 92, с. 121 ]. Художественное творчество уже как целое, вступает в контакт с каждым видом деятельности, образуя ряды смешанных утилитарно-художественных форм. Так, от взаимодействия преобразовательной деятельности и художественного творчества образуются все виды скрещения техники и искусства: архитектура, дизайн, прикладные искусства, оформительское искусство и искусство рекламы, т.е. все проявления художественно-конструкторской деятельности. Художественно-конструкторекое творчество соединяет в себе преобразовательно-технический и художественно-образный способы овладения человеком действител ьностью . Аналогичный ряд обнаружится при контакте художественной деятельности с другими основны ми видами деят ельност и. М.С.Каган отмечает, что ис |