39 шанных утилитарно-художественных форм. Так, от взаимодействия преобразовательной деятельности и художественного творчества образуются ^ все виды скрещения техники и искусства: архитектура, дизайн, прикладные искусства, оформительское искусство и искусство рекламы, т.е. все проявления художественно-конструкторекой деятельности. Художественно-конструкторское творчество соединяет в себе преобразовательнотехнический и художественно-образный способы овладения человеком действительностью. Аналогичный ряд обнаружится при контакте художественной деятельности с другими основны м и видами деят ельност и. М С. Каган отмечает, что искусство содержит и свой собственный познавательный потенциал, оно вступает в связь с познавательной активностью человека в ее чистом и прямом выражении научном 1155, сЛ30-132]. *** Отличие науки и искусст ва как форм общественного сознания состоит в том, что наука раскрывает человеку действительность, ее закономерности, предметы и явления, а искусство показывает и отражает связь человека с действительностью, результаты и закономерности этой связи, отношение человека к действительности в результате этой связи [182, с.30]. Иными словами, факты, которыми оперирует наука не зависят от личности исследователя, а являются объективной реальностью. В искусстве наоборот, личность художника имеет решающее значение. Художественное произведение —это результат субъективного восприятия действительности, преобразования впечатлений в сознании художника н воплощение их в образной форме в том или ином материале. Однако у науки и искусства много общего, даже если говорить о творческом процессе [ 107; 115; 101). 39 |
выражение в создании (и творческом исполнении) произведений искусства" [266, C .344J. Художественное творчество, по мысли Н А.Бердяева, лучше, полнее всего раскрывает сущность творческого акта. Искусство — по преимуществу творческая сфера. Во всех сферах духовной активности творческий элемент принято называть художественным [14, с.217]. В гносеологическом плане художественное творчество есть образное отражение объективной действительности, его особое видение и осмысление. В педагогическом аспекте художественное творчество является составной частью системы эстетического и художественного воспитания, средством развития личности. Искусство участвует в реализации ценностно-ориентационной и творческой функции воспитания. При этом эстетическое воспитание при помощи искусства не сводится лишь к художественному воспитанию. Оно гораздо шире, т.к. предполагает воздействие па эстетические аспекты труда, быта, поведения человека и отношение к действительности [266, с.425]. Художественное освоение мира рассматривается как синкретическое единство четырех основных видов деятельности. В искусстве "встречаются, пересекаются и отождествляются" все виды деятельности, в результате чего появляется ее пятый вид (художественная деятельность), обладающий органической целостностью и неразложимый на составляющие его компоненты [137; 92, с. 121 ]. Художественное творчество уже как целое, вступает в контакт с каждым видом деятельности, образуя ряды смешанных утилитарно-художественных форм. Так, от взаимодействия преобразовательной деятельности и художественного творчества образуются все виды скрещения техники и искусства: архитектура, дизайн, прикладные искусства, оформительское искусство и искусство рекламы, т.е. все проявления художественно-конструкторской деятельности. Художественно-конструкторекое творчество соединяет в себе преобразовательно-технический и художественно-образный способы овладения человеком действител ьностью . Аналогичный ряд обнаружится при контакте художественной деятельности с другими основны ми видами деят ельност и. М.С.Каган отмечает, что ис кусство содержит и свой собственный познавательный потенциал, оно вступает в связь с познавательной активностью человека в ее чистом н прямом выражении научном (92, с. 130-132}. Отличие н а у к и и и скусст ва как форм общественного сознания состоит в том, что наука раскрывает человеку действительность, ее закономерности, предметы и явления, а искусство показывает и отражает связь человека с действительностью, результаты и закономерности этой связи, отношение человека к действительности в результате этой связи [212,119]. Иными словами, факты, которыми оперирует наука не зависят от личности исследователя, а являются объективной реальностью. В искусстве наоборот, личность художника имеет решающее значение. Художественное произведение это результат субъективного восприятия действительности, преобразования впечатлений в сознании художника и воплощение их в образной форме в том или ином материале. Однако у науки и искусства много общего, даже если говорить о творческом процессе 152;265;269). По словам А.М.Горького, в обоих случаях имеют место наблюдение, сравнение, изучение; и художнику и ученому необходимо обладать воображением и интуицией. Человек науки и человек искусства, отмечает американский физик Р.О пленгеймер, постоянно должны приводить в гармонию новое и уже известное, придавая ему форму, образ, стремясь установить порядок в хаосе. Как в научном, так и в художественном творчестве происходит процесс мыслительной переработки субъективных образов объективного мира, которые откладываются в сознании в виде представлений. Переработка представлений требует их отбора и материализации в обоих видах творчества [ 2 1 2 и др.]. Наука и искусство являются высшими формами активного приспособления человека к окружающим условиям (2 1 2 , с.! 15-116). В деятельности художника и ученого обнаруживаются общие закономерности, присущие познавательной деятельности: постановка творческой задачи, перебор вариантов ее решения, разработка наиболее оптимального пути решения, отвечающего основной цели. Важным является единство познавательных способностей человека в обеих сферах [152, с. 1 2 ]. |