4 0 По словам Л.М.Горького, в обоих случаях имеют место наблюдение, сравнение, изучение; и художнику и ученому необходимо обладать воображением и интуицией. Человек науки и человек искусства, отмечает американский физик Р.Оппенгеймер, постоянно должны приводить в гармонию новое и уже известное, придавая ему форму, образ, стремясь установить порядок в хаосе [105]. Как в научном, так и в художественном творчестве происходит процесс мыслительной переработки субъективных образов объективного мира, которые откладываются в сознании в виде представлений. Переработка представлений требует их отбора и материализации в обоих видах творчества [171; 148 и др.]. Наука и искусство являются высшими формами активного приспособления человека к окружающим условиям [105, с.115-116]. В деятельности художника и ученого обнаруживаются общие закономерности, присущие познавательной деятельности; постановка творческой задачи, перебор вариантов ее решения. Разработка наиболее оптимального пути решения, отвечающего основной цели. Важным является единство познавательных способностей человека в обеих сферах [101, с. 12]. Искусство, понимаемое как художественное творчество в целом, исторически развивается как система конкретных видов искусства (литература, музыка, театр, изобразительное и декоративное искусства, архитектура, дизайн и др.). Мы акцентируем внимание на музыкальном и декоративно-прикладном искусстве, которое является предметным содержанием учебно-творческой деятельности, исследуемой в Уральском институте туризма. Декорат ивное искусство входит в большую область пластических (пространственных) искусств и является неизобразительным видом искусства, т.е. служит художественному формированию материальной среды / 40 |
кусство содержит и свой собственный познавательный потенциал, оно вступает в связь с познавательной активностью человека в ее чистом н прямом выражении научном (92, с. 130-132}. Отличие н а у к и и и скусст ва как форм общественного сознания состоит в том, что наука раскрывает человеку действительность, ее закономерности, предметы и явления, а искусство показывает и отражает связь человека с действительностью, результаты и закономерности этой связи, отношение человека к действительности в результате этой связи [212,119]. Иными словами, факты, которыми оперирует наука не зависят от личности исследователя, а являются объективной реальностью. В искусстве наоборот, личность художника имеет решающее значение. Художественное произведение это результат субъективного восприятия действительности, преобразования впечатлений в сознании художника и воплощение их в образной форме в том или ином материале. Однако у науки и искусства много общего, даже если говорить о творческом процессе 152;265;269). По словам А.М.Горького, в обоих случаях имеют место наблюдение, сравнение, изучение; и художнику и ученому необходимо обладать воображением и интуицией. Человек науки и человек искусства, отмечает американский физик Р.О пленгеймер, постоянно должны приводить в гармонию новое и уже известное, придавая ему форму, образ, стремясь установить порядок в хаосе. Как в научном, так и в художественном творчестве происходит процесс мыслительной переработки субъективных образов объективного мира, которые откладываются в сознании в виде представлений. Переработка представлений требует их отбора и материализации в обоих видах творчества [ 2 1 2 и др.]. Наука и искусство являются высшими формами активного приспособления человека к окружающим условиям (2 1 2 , с.! 15-116). В деятельности художника и ученого обнаруживаются общие закономерности, присущие познавательной деятельности: постановка творческой задачи, перебор вариантов ее решения, разработка наиболее оптимального пути решения, отвечающего основной цели. Важным является единство познавательных способностей человека в обеих сферах [152, с. 1 2 ]. Искусство, понимаемое как художественное творчество в целом, исторически развивается как система конкретных видов искусства (литература, музыка, театр, изобразительное и декоративное искусства, архитектура, дизайн и др.). Мы акцентируем внимание на декоративном искусстве, а более конкретно, на декоративно-прикладном искусстве, которое является предметным содержанием учебно-творческой деятельности, исследуемой в данной диссертации. Содержание декоративно-прикладного искусства и его место в системе художественного творчества схематично представлено нарис.З 1 . • Декорат ивное искусст во входит в большую область пластических (пространственных) искусств и является нсизобразительным видом искусства, т.е. служит художественному формированию материальной среды человека в отличие от изобразительных искусств (живопись, скульптура, графика), воспроизводящих реальный мир [169;197;266). От других родов художественной дея/ телъности пластические искусства отличаются отсутствием временного развития образа; форма в них не изменяется во времени, не имеет характера процесса, как, например, в музыке. А также, произведения пластических искусств воспринимаются зрением, апш огда и с участием осязания {скульптура и декоративно-прикладное искусство). Произведения пластических искусств имеют предметный характер, выполняются путем обработки вещественного материала, формирование которого существенно определяет характер их образного строя" [25;247]. Декоративные искусства членятся не по жанрам (как у изобразительных), а по труппам, связанным с материалами и техниками исполнения (керамика, ковроткачество, моделирование одежды и т.д.). Образ»тому языку декоративного искусства свойственна высокая степень обобщения, художественная условность, символизация, орнаментализация [197, с.49]. Д еко р а т и вно -п р и кла д н о е искусст во область декоративного искусства: создание художественных изделий, имеющих практическое назначение в быту, 37 1Рисунок выполнен на основании схемы, предложенной О.Н.Нескрепко 69,с.24] |