4 2 мы глаз". В слаженной, согласной работе глаза, головы и руки возникает чувство правильности, порядка, пластической координации. Пластические искусства, в т.н. и декоративно-прикладное искусство, как и другие роды художественной деятельности, осваивают мир в образной форме. Образная настроенность художественной веши создается не посредством изображения реальных природных форм, а имеет своим основанием особый выразительный язык, способный возбуждать у зрителя определенные эмоциональные ассоциации. Так, например, орнамент следует рассматривать не как простое украшение, а как элемент образа произведений декоративно-прикладного искусства. Он способен выражать всевозможные человеческие чувства и настроения, участвуя, таким образом, в наполнении художественной вещи идейно-эмоциональным содержанием [100; 132]. В основном, образная структура произведений декоративно-прикладного искусства строится зрительно-пластическими средствами, хотя небезразличным к его содержанию является и название, даваемое художником [13]. Говоря о художественном образе, М.С.Каган отмечает, что "в любом виде художественного творчества крайне велико значение материала и технологии, ибо вне материализации, овеществления художественный образ немыслим ... а физические и эстетические свойства каждого материала всегда направляют творческий процесс в русло определенных закономерностей" [160, с.25]. Декоративно-прикладное искусство возникло в самую раннюю пору развития человеческого общества. Его произведениям, охватывающим самый широкий круг представлений о мире, о человеке, свойственны исключительная содержательность образов, внимание к эстетике материала и к эстетике овеществленного труда, к рациональному построению формы, подчеркнутой декором. Эта 42 |
и художественная обработка утилитарных предметов (утварь, мебель, ткани, одежда, игрушки и т.д.) [25; 209J . В изделиях декоративно-прикладного искусства, отмечает А.С.Каргин, более ярко, чем, например, в произведениях устно-поэтического или музыкального творчества, проявляется единство утилитарного, прагматического и эстетического начал [96J. Сама обработка природных материалов, придание им формы, создание "второй природы" мира предметов, которые природа не знает и которые противостоят ей как результат человеческого творчества, развивают духовные способности человека, в том числе "чувствующий красоту формы глаз". В слаженной, согласной работе глаза, головы и руки возникает чувство правильности, порядка, пластической координации. Пластические искусства, в т.ч и декоративно-прикладное искусство, как и другие роды художественной деятельности, осваивают мир в образной форме Обратная настроенноегь художественной веши создается не посредством изображения реальных природных форм, а имеет сноим основанием особый выразительный язык, способный возбуждать у зрителя определенные эмоциональные ассоциации. Так, например, орнамент следует рассматривать не как простое украшение, а как элемент образа произведений декоративно-прикладного искусства. Он способен выражать всевозможные человеческие чувства и настроения, участвуя, таким образом, в наполнении художественной вещи идейно-эмоциональным содержанием [8.185]. В основном, образная структура произведений декоративно-прикладного искусства строится зрительнопластическими средствами^ хоти небезразличным к его содержанию является и название, даваемое художником [ 1531. Говоря о художествеином образе, М.С.Касан отмечает, что "в любом виде художественного творчества крайне велико значение материала и технологии, ибо вне материализации, овеществления художественный образ немыслим а физические и эстетические свойства каждого материала всегда направляют творческий процесс в русло определенных закономерностей" (91, с.25j. Декоративно-прикладное искусство возникло в самую раннюю пору развития человеческого общества. Его произведениям, охватывающим самый широкий круг представлений о мире, о человеке, свойственны исключительная содержательность образов, внимание к эстетике материала и к эстетике овеществленного труда, к рациональному построению формы, подчеркнутой декором. Эта тенденция удержалась в приверженном традициям народном творчестве и до наших дней (30; 196]. Художественное творчество включает в себя как необходимое освоение культурного наследия. Н ародное искусст во (в т.ч пароопое оекорат ивиоприм адш н' искусст во) играе i важную роль в системе эстетического воспитания, способствует гармоничному развитию личности [167,180;203;270]. Л.М.Новиков справедливо отмечает, что все выдающиеся достижения России в культуре, искусстве и т.д., всегда вырастали на народной почве, из народных традиций [I73J. Народное искусство несет в себе богатую, выработанную столетиями, а подчас и тысячелетиями, художественную культуру Все экспонаты орнаменты вышивки, 5а гейл ивые игрушки, резьба и роспись по дереву восхидя'1 в своих образах к прошлым, часто древним культурам. Отточенные поколениями, народные традиции стали в наше время основой нового восприятия современности, основой творчества современных художников 1189; 197]. По мнению Н.В.Кочеткова, народное декоративное искусство это совокупность произведений ремесла и домашнего производства, которые украшают жизнь и быт народа и вместе с тем несут в себе определенную этническую нагрузку. Это искусство ручного труда и этим оно принципиально отличается от серийного ДНИ (96, с.203]. В структуру народного искусства входит хуО ож есм веинос рем есло культура трудовых профессиональных навыков и технических приемов художественной обработки различных материалов (металла, кожи, гкани и т д.), вырабатываемая в процессе накопления творческого опыта мастеров, создающих художественное изделие. Обшие эстетические идеалы народа, профессиональный артистизм ручного труда определяли рачвшис культуры художественного ре40 |