45 чувств человека, развивается сознание. В "Диалектике природы” он писал: "Только благодаря труду человеческая рука достигла той высокой ступени совершенства, на которой она смогла, как бы силой волшебства, вызвать к жизни картины Рафаэля, статуи Торвальдсена, музыку Паганини" (.177, с.131]. Труд сыграл важнейшую роль в развитии декоративно-прикладного искусства. Если формирование образного сознания обусловило возможность художественного освоения мира, то именно труд позволил этой возможности стать действительностью. Труд, связанный с искусством, существенно влияет на развитие способностей человека, развитие творческих задатков и дарований каждой личности [136;139;239]. Эстетическое во всех сферах своего проявления имеет один и тот же базис человеческое творческое деяние, практику, труд. Именно предметная творческая деятельность является базисом эстетического воспитания и оказывает решающее влияние на формирование творческих способностей человека [130; 164]. Искусство, являясь наиболее концентрированным выражением эстетического, может быть не только целью воспитания, но и эффективным педагогическим средством трудового обучения. Л.С.Выготекий писал; "Все авторы, которые видят родство между педагогикой и искусством, получают неожиданное подтверждение своим мыслям со стороны психологического анализа" [143, с.314]. Особого внимания, на наш взгляд, заслуживает такой аспект творческой трудовой деятельности, как ручной труд. О важности ручного труда в общеобразовательной школе в педагогических кругах идут давние споры. По вопросу целесообразности сохранения ручного труда в содержании трудового обучения до сих пор нет однозначной позиции. Аргументация противников этого строится на утверждении, что в производстве ручной труд необратимо сменяется механизированным. Более верной нам пред45 |
месла. Каждая вещь создавалась творчески. Развиваясь на основе народных традиций, художественное ремесло страны сохраняло свою самобытность и в то же время отражало развитие мировых стилей. Правомерно называть художественное ремесло декоративно-прикладным искусством, поскольку его развитие неотъемлемо от художественной образности, эстетики, культуры каждого народа [266, с.213]. Решающую роль в развитии и сохранении искусства сыграл труд* Декоративно-прикладное искусство стоит на стыке изобразительных искусств и трудовой деятельности. Являясь самой богатой и разнообразной областью художественной культуры народа, оно наиболее доступно и для школы. Занятия декоративным искусством способствуют воспитанию эстетических чувств и переживаний, без которых духовная культура теряет всякий смысл. Изготовление изделий декоративно-прикладного характера, отмечает Г.В.Походкии оказываю большое воеШ п и г е л ь нос ж ш ей сти е на подростков. Трудовой процесс позволяет глубже познать закономерности построения формы. красоту изделий, возможности материапа и цвета [1941 Целенаправленное обучение декоративно-прикладному искусству побуждает школьников к сознательной трудовой деятельное!и, вызывает у них волевое напряжение и эмоциональный подъем, а без воздействия на чувства невозможно воспитать убежденного человека. "Вез человеческих эмоций. писал В.ИЛенин никогда не бывало, нет и быть не может человеческого искания истины" [ 129, с. 112]. Именно труО является технической базой для художественного творчества в области прикладных искусств, и именно он лал человеку руку, способную придавать создаваемым вешам эстетически значимую форму. Ф.Энгельс показал, что в процессе труда совершенствуются органы чувств человека, развивается сознание. В "Диалектике природы" он писал: "Только благодаря труду человеческая рука достигла той высокой ступени совершенства, на которой она смогла, как бы силой волшебства, вызвать к жиши картины Рафаэля, статуи Торвальдсена, музыку Паганини" [146, с. 131]. Труд сыграл важнейшую роль в развитии декорагивно-прикладного искусства. Если формирование образного сознания обусловило возможность художественного освоения мира, то именно труд позволил этой возможности стать действительностью. Груд, связанный с искусством, существенно влияет на развитие способностей человека, развитие творческих задатков и дарований каждой личности [66,183,225]. Эстетическое во всех сферах своего проявления имее! один и тот же базис человеческое творческое деяние, практику', труд. Именно предметная творческая деятельность является базисом эстетического воспитания и оказывает решающее влияние на формирование июрческих способностей человека [56; 256]. Искусство, являясь наиболее концентрированным выражением эстетического, можег быть не только целью воспитания, но и эффективным педагогическим средством трудового обучения. Л.С.Выготский писан. "Все авторы, которые видят родсгво между педагогикой и искусством, получаю! неожиданное подтверждение своим мыслям со стороны психологического анализа" (43* с.314]. Особого внимания, на наш взгляд, заслуживаем такой аспект творческой трудовой деятельности, как ручной труО. О важности ручного груда в общеобразовательной школе в педагогических кругах идут давние споры Но вопросу целесообразности сохранения ручного труда в содержании iрудового обучения до сих пор нет однозначной позиции. Аргументация противников этого строится на утверждении, что в производстве ручной труд необратимо сменяется механизированным. Более верной нам представляется иная точка зрения, которая рассматривает ручной труд в логике развития личности. Следует отметить также уникальную возможность формирования мелкой моторики ребенка, влияющей на развитие его интеллектуальных способностей, формирование "навыков мысли" (Д.Дьюи), которой обладает именно ручной ip\;t или предметнопрактическая деятельность [72;99;225]. В.Л.Сухомлинский утверждал, что "истоки творческих способностей детей на кончиках нч пальцев. С)г пальцев, образно говоря. ид\г тончайшие ручейки, которые иш аки источник 1ворческой |