52 вающих его субъективную потребность в самореализации и саморазвитии [225]. На наи! взгляд, наиболее развернутую и целостную характеристику понятия дает В.Г.Рындак, рассматривая творческий потенциал как сист ем у личностных способностей (изобретательность, воображение, критичность ума, открытость новому др.), позволяющих оптимально менять приемы действий в соответствии с новыми условиями и знаний, умений, убеждений, определяющих результаты деятельности (новизну, оригинальность, уникальность подходов субъекта к осуществляемой деятельности), в итоге побуждающих личность к творческой самореализации и саморазвитию. При этом саморазвитие рассматривается как закономерное изменение индивида, а самореализация как м аксим альное раскры т ие т ворческих способност ей. Роль самореализации состоит в раскрытии творческого потенциала [15;74]. Отсюда мы вправе рассматривать творческий потенциал как необходимую предпосылку деятельности творческого характера. По мнению некоторых исследователей (М.Г.Мерзлякова, М.М.Поташник и др.) творческая деятельность не является уделом избранных. Каждый учитель обладает в той или мере творческим потенциалом [10;223 и др.]. Это дает право утверждать, что творческий потенциал учителя можно и нужно развивать. Для нашего исследования важно, что в большинстве подходов к исследованию творческого потенциала личности идет ориентация на деятельность, ее либо включают в структуру творческого потенциала как условие или средство его развития, либо целиком сориентированы на нее. Термин "творческий потенциал" часто употребляется исследователями в качестве синонима таких понятий как "творческая личность", "креативность", "одаренность" личности. Под одаренностью также понимают интеллектуально-творческий потенциал личности [14], взаимосвязь когнитивной и аффективной сфер в 52 |
В.В.Давыдов, Он считает, что личностью является индивид, обладающий определенным творческим потенциалом [64]. То есть, творческое развитие есть высшее направление в развитии личности человека в целом. Таким образом, потенциал личности определяется через готовность к осуществлению какой-либо деятельности и через возможность достижения определенного уровня личностного развития, В общефилософском плане творческий потенциал определяется как совокупность возможностей целенаправленной преобразовательной деятельности [1 1 1 ] Психологи и педагоги характеризуют творческий потенциал личности следующим образом: как интегрирующее качество меры возможностей личности, осуществляющей деятельность творческого характера (В.Ф.Овчинников); как одну из сфер творческой личности, ее аксиологический потенциал (С М К аган, Н.В.Кузьмина); как интегральное личностное свойство, выражающееся в отношении человека к творчеству (А М.Матюшкин); как возможность актуализации личности (Н.Б.Крылова); как развитое чувство нового, открытость всему новому, как систему знаний, убеждений, на основе которых строится, регулируется деятельность человека, высокая степень развития мышления, его гибкость, нестереотипностъ и оригинальность, способность быстро менять приемы действий в соответствии с новыми условиями деятельности (Т.Г.Браже, Ю.Н.Кулюткин) [27; 115; 12 1;122; 149; 175]. Ряд авторов определяет творческий потенциал личности как интегральную целостность природных и социальных сил человека, обеспечивающих его субъективную потребность в самореализации и саморазвитии (8 8 ). На наш взгляд, наиболее развернутую и целостную характеристику понятия дает В.Г.Рындак, рассматривая творческий потенциал как сист ем у личностных способностей (изобретательность, воображение, критичность ума, открытость новому др.), позволяющих оптимально менять приемы действий в соответствии с новыми условиями и знаний, умений, убеждений, определяющих ре43 зультаты деятельности (новизну, оригинальность, уникальность подходов субъекта к осуществляемой деятельности), в итоге побуждающих личность к творческой самореализации и саморазвитию. При этом саморазвитие рассматривается как закономерное изменение индивида, а сам ореализация как м а кси м ольное раскры т ие творческих способност ей. Роль самореализации состоит в раскрытии творческого потенциала [213^215]. Отсюда мы вправе рассматривать творческий потенциал как необходимую предпосылку деятельности творческого характера. По мнению некоторых исследователей (М.Г.Мерзлякова, М.М.Поташник и др.) творческая деятельность не является уделом избранных. Каждый учитель обладает в той или мере творческим потенциалом [155,193 и др.]. Это дает право утверждать, что творческий потенциал учителя можно и нужно развивать Для нашего исследования важно, что в большинстве подходов к исследованию творческого потенциала личности идет ориентация на деятельность, ее либо включают в структуру творческого потенциала как условие или средство его развития, либо целиком сориентированы на нее Термин "творческий потенциал" часто употребляется исследователями в качестве синонима таких понятий как "творческая личность", "креативность", "одаренность" личности. Под одаренностью также понимают интеллектуальнотворческий потенциал личности [217], взаимосвязь когнитивной и аффективной сфер в их единстве [21;270 и др.]. Креативность рассматривается и как диалектическое единство потенциального и актуального, системная связь авторского потенциала с его исполнением [21; 213]. Некоторые исследователи выделяют творческий потенциал как потенциальную креативность [50]. Мы не склонны противопоставлять различные определения творческого потенциала, считая, что каждое из них характеризует творческий потенциал личности с определенных позиций. В своем исследовании мы придерживаемся мнения тех ученых, которые рассматривают структуру творческого потенциала личности как совокупность собственно-потенциальной, мотивационной и когнитивной составляющих. |