5 9 Считаем необходимым остановиться на взаимоотношении понятий "творческий потенциал" и "творческая способность", которые нередко кеправомерно отождествляются. В психолого-педагогической литературе можно встретить две полярные точки зрения на то, что называют творческой способностью. С одной стороны, некоторые известные авторы (Д.Б.Богоявленская, Ю.В.Шаронин и др.) исключают наличие творческой способности как таковой (а рассматривают качества творческой личности), поскольку способности обычно связывают с возможностью выполнения какой-либо конкретной деятельности, а творческая деятельность не стоит в ряду основных видов деятельности и не является специальной деятельностью, а есть качест венная характеристика любой деятельности [\ 7;51;163 и др.]. С другой стороны, не менее уважаемые авторы (В.И.Андреев, Л.К.Веретенникова к др.) выделяют творческую способность в ряду свойств и качеств личности как способность осуществлять любую продуктивную деятельность [69;95 и др.]. Нам представляется, что эти две позиции не противоречат друг другу, более того, они могут и должны быть взаимоувязаны через сопоставление творческого потенциала и творческой способности личности. Целеполагание педагогики творчества состоит в раскрытии творческого потенциала личности, то есть перевода из потенциального состояния в актуальное через развитие. Под пот енциальным в самом общем виде понимаются свойства, возможности личности, которые могут осуществляться и быть реальностью только при определенных условиях. Главным условием реализации творческого потенциала выступает акт ивност ь личности. Акт уализация способствует созданию новых "продуктивных" системных свойств, новых мотивационных характеристик поведения и деятельности. Будучи актуализированным, творческий потенциал становится способно59 |
Считаем необходимым остановиться на взаимоотношении понятий % "творческий потенциал" и "творческая способность", которые нередко неправомерно отождествляются, В психолого-педагогической литературе можно встретить две полярные точки зрения на то, что называют творческой способностью. С одной стороны, некоторые известные авторы (Д.Б,Богоявленская, Ю.В.Шаронин и др.) исключают наличие творческой способности как таковой (а рассматривают качества творческой личности), поскольку способности обычно связывают с возможностью выполнения какой-либо конкретной деятельности, а творческая деятельность не стоит в ряду основных видов деятельности и не является специальной деятельностью, а есть качест венная характеристика любой деятельности [21;257;270 и др.]. С другой стороны, не менее уважаемые авторы (В.И.Андреев, Л.К.Веретенникова и др.) выделяют творческую способность в ряду свойств и качеств личности как способность осуществлять любую продуктивную деятельность [4;34 и др.]. Нам представляется, что эти две позиции не ^ противоречат друг другу, более того, они могут и должны быть взаимоувязаны через сопоставление творческого потенциала и творческой способности личности. Целеполагание педагогики творчества состоит в раскрытии творческого потенциала личности, то есть перевода из потенциального состояния в актуальное через развитие. Под пот енциальны м в самом общем виде понимаются свойства, возможности личности, которые могут осуществляться и быть реальностью только при определенных условиях. Главным условием реализации творческого потенциала выступает а кт ивност ь личности А кт уализация способствует созданию новых "продуктивных" системных свойств, новых мотивационных характеристик поведения и деятельности Будучи актуализированным, творческий потенциал становится способностью к продуктивной деятельности безотносительно к ее конкретному виду, т.е. "генерализованной" способностью личности. Отношение т ворческий пот снциач т ворческая способност ь мож* но выразить в виде элементарной формулы: 56 |