60 стью к продуктивной деятельности безотносительно к ее конкречному виду, т.е. "генерализованной" способностью личности. Отношение творческий потенциал творческая способность можно выразить в виде элементарной формулы: активность выступает в качестве той силы, которая приводит в движение потенциальные возможности человека, стимулирует их развитие и актуализацию в виде способности к творчеству. Таким образом, творческую способность мож но рассматривать, на наш взгляд, как актуализированный творческий потенциал личности. В психологоиедагогических исследованиях активность рассматривается в двух направлениях: как деятельность и как черта личности. Т.И.Шамова справедливо считает, что это подходы нельзя отрывать друг от друга и выделяет три уровня активности: воспроизводящая, интерпретирующая, творческая. А.Б.Богоявленская выделяет три уровня интеллектуальной активности, характеризующих степень творческих проявлений личности: стимульно-продуктовкый, эвристический, креативный (их характеристики приведены на стр.20-22). Для нашего исследования имеет принципиальное значение, что творческая активность имеет не только интеллектуальную, но и эмоциональную составляющую. Творческая активность проявляется в направленности деятельности на преобразуемый объект, выделение закономерностей различных уровней, форм способов проявления в различных сферах творческой деятельности; как способность к самодвижению, самоизменению и саморазвитию. Творческая активность, выступая как мотив деятельности, опредмечивается в предмете и реализуется в нем [230, с.216]. Механизмом активности является потребность, опирающаяся на знания и чувства в их объективной обусловленности [202, с.91]. Мы согласны с А.Блахутом, который указывает на прямую связь творческой способности личности с общей способностью, являющейся совокупностью 60 |
Считаем необходимым остановиться на взаимоотношении понятий % "творческий потенциал" и "творческая способность", которые нередко неправомерно отождествляются, В психолого-педагогической литературе можно встретить две полярные точки зрения на то, что называют творческой способностью. С одной стороны, некоторые известные авторы (Д.Б,Богоявленская, Ю.В.Шаронин и др.) исключают наличие творческой способности как таковой (а рассматривают качества творческой личности), поскольку способности обычно связывают с возможностью выполнения какой-либо конкретной деятельности, а творческая деятельность не стоит в ряду основных видов деятельности и не является специальной деятельностью, а есть качест венная характеристика любой деятельности [21;257;270 и др.]. С другой стороны, не менее уважаемые авторы (В.И.Андреев, Л.К.Веретенникова и др.) выделяют творческую способность в ряду свойств и качеств личности как способность осуществлять любую продуктивную деятельность [4;34 и др.]. Нам представляется, что эти две позиции не ^ противоречат друг другу, более того, они могут и должны быть взаимоувязаны через сопоставление творческого потенциала и творческой способности личности. Целеполагание педагогики творчества состоит в раскрытии творческого потенциала личности, то есть перевода из потенциального состояния в актуальное через развитие. Под пот енциальны м в самом общем виде понимаются свойства, возможности личности, которые могут осуществляться и быть реальностью только при определенных условиях. Главным условием реализации творческого потенциала выступает а кт ивност ь личности А кт уализация способствует созданию новых "продуктивных" системных свойств, новых мотивационных характеристик поведения и деятельности Будучи актуализированным, творческий потенциал становится способностью к продуктивной деятельности безотносительно к ее конкретному виду, т.е. "генерализованной" способностью личности. Отношение т ворческий пот снциач т ворческая способност ь мож* но выразить в виде элементарной формулы: 56 57 творческий потенциал + активность — ► творческая способность то есть активность выступает в качестве той силы, которая приводит в движение потенциальные возможности человека, стимулирует их развитие и актуализацию в виде способности к творчеству. Таким образом, т ворческую способност ь м ож но рассмат риват ь, на наш взгляд, как акт уализированный т ворческий пот енциал личности. В психолого-педагогических исследованиях акт ивност ь рассматривается в двух направлениях: как деятельность и как черта личности. Т.И.Шамова справедливо считает, что эти подходы нельзя отрывать друг от друга и выделяет три уровня активности: воспроизводящая, интерпретирующая, творческая. А.Б.Богоявленская выделяет три уровня интеллектуальной активности, характеризующих степень творческих проявлений личности: стимульно-продуктивный, эвристический, креативный (их характеристики приведены на стр.21-23). Для нашего исследования имеет принципиальное значение, что творческая активность имеет не только интеллектуальную, но и эмоциональную составляющую. Творческая активность проявляется в направленности деятельности на преобразуемый объект, выделение закономерностей различных уровней, форм способов проявления в различных сферах творческой деятельности; как способность к самодвижению, самоизменению и саморазвитию. Творческая активность, выступая как мотив деятельности, опредмечивается в предмете и реализуется в нем [263, с.216]. Механизмом активности является потребность, опирающаяся на знания и чувства в их объективной обусловленности [245, Мы согласны с А.Блахутом, который указывает на прямую связь творческой способности личности с общей способностью, являющейся совокупностью общих и специальных способностей, которые в свою очередь включают в себя перцептивные, интеллектуальные, характерологические свойства и качества личности общего характера. В творческой способности к этим составляющим добавляются еще и эстетические свойства и качества личности [18, с.99]. Огсюс.91]. |