общих и специальных способностей, которые в свою очередь включают в себя перцептивные, интеллектуальные, характерологические свойства и качества личности общего характера. В творческой способности к этим составляющим добавляются еще и эстетические свойства и качества личности [192, с.99]. Отсюда следует, что творческая способность носит также общий характер. Инвариантность этой способности обусловлена каждый pari тем видом деятельности, в котором она проявляется и на который она накладывает свой отпечаток, эстетизируя его. Таким образом, в общем виде т ворческую способност ь можно определить как комплекс перцептивных, интеллектуальных, характерологических и эстетических свойств и качеств личности, которые обеспечивают ей возможность проявить себя в любом виде человеческой деятельности эстетически творящей личностью. Отсюда можно заключить, что развивая эст ет ические компонент ы в ст рукт уре личност и, м ы будем способст воват ь раскры т ию ее т ворческого пот енциала и акт уализации его в виде общ ей т ворческой способности. На основании этого вывода и с учетом того, что рассматриваемая в диссертации деятельность студентов туристского вуза носит художественно-творческий характер, мы выделили из ряда представленных в таблице критериальных признаков творческого потенциала для рассмотрения и экспериментального исследования те, которые являются специфическими для данной деятельности, т.е. носят ярко выраженный эстетический характер и неотъемлемы от данной деятельности (без них эта деятельность неосуществима). В отборе этих признаков учитывалось, что в основе художественных способностей лежит синкретическое единство четырех механизмов мышления, воображения, эмоциональности и общительности. То есть, для функционирования художественной способности и высшего ее проявления художественного таланта необходимы и творческая сила воображения, и особая эмоциональная восприимчивость (способность "вчувствования" и "заражения"), и особая мыслительная способ |
57 творческий потенциал + активность — ► творческая способность то есть активность выступает в качестве той силы, которая приводит в движение потенциальные возможности человека, стимулирует их развитие и актуализацию в виде способности к творчеству. Таким образом, т ворческую способност ь м ож но рассмат риват ь, на наш взгляд, как акт уализированный т ворческий пот енциал личности. В психолого-педагогических исследованиях акт ивност ь рассматривается в двух направлениях: как деятельность и как черта личности. Т.И.Шамова справедливо считает, что эти подходы нельзя отрывать друг от друга и выделяет три уровня активности: воспроизводящая, интерпретирующая, творческая. А.Б.Богоявленская выделяет три уровня интеллектуальной активности, характеризующих степень творческих проявлений личности: стимульно-продуктивный, эвристический, креативный (их характеристики приведены на стр.21-23). Для нашего исследования имеет принципиальное значение, что творческая активность имеет не только интеллектуальную, но и эмоциональную составляющую. Творческая активность проявляется в направленности деятельности на преобразуемый объект, выделение закономерностей различных уровней, форм способов проявления в различных сферах творческой деятельности; как способность к самодвижению, самоизменению и саморазвитию. Творческая активность, выступая как мотив деятельности, опредмечивается в предмете и реализуется в нем [263, с.216]. Механизмом активности является потребность, опирающаяся на знания и чувства в их объективной обусловленности [245, Мы согласны с А.Блахутом, который указывает на прямую связь творческой способности личности с общей способностью, являющейся совокупностью общих и специальных способностей, которые в свою очередь включают в себя перцептивные, интеллектуальные, характерологические свойства и качества личности общего характера. В творческой способности к этим составляющим добавляются еще и эстетические свойства и качества личности [18, с.99]. Огсюс.91]. да следует, что творческая способность носит также общий характер. Инвариантность этой способности обусловлена каждый раз тем видом деятельности, в котором она проявляется и на который она накладывает свой отпечаток, эстетизируя его. Таким образом, в общем виде т ворческую способност ь можно определить как комплекс перцептивных, интеллектуальных, характерологических и эстетических свойств и качеств личности, которые обеспечивают ей возможность проявить себя в любом виде человеческой деятельности эстетически творящей личностью. Отсюда можно заключить, что развивая эст ет ические компонент ы в ст рукт уре личности, мы будем способст воват ь раскры т ию ее т ворческого пот енциала и акт уализации его в виде общ ей т ворческой способност и. На основании этого вывода и с учетом того, что рассматриваемая в диссертации деятельность учителя труда носит художественно-творческий характер, мы выделили из ряда представленных в таблице критериальных признаков творческого потенциала для рассмотрения и экспериментального исследования те, которые являются специфическими для данной деятельности, т.е. носят ярко выраженный эстетический характер и неотъемлемы от данной деятельности (без них эта деятельность неосуществима). В отборе этих признаков учитывалось, что в основе художественных способностей лежит синкретическое единство четырех механизмов мышления, воображения, эмоциональности и общительности. То есть, для функционирования художественной способности и высшего ее проявления художественного таланта необходимы и творческая сила воображения, и особая эмоциональная восприимчивость (способность "вчувствования" и "заражения"), и особая мыслительная способность ("мышление в образах"), и особая коммуникативная потребность (потребность в "самовыражении" и приобщении другого к этому своему состоянию) [92, с. 168-169; 238]. Необходимым условием выделения совокупности признаков считаем сохранение структурной целостности творческого потенциала личности (см.рис.4). 58 |