62 кость ("мышление в образах"), и особая коммуникатнвная потребность (потребность s "самовыражении" и приобщении другого к этому своему состоянию) (155, сЛ 68-169; 142]. Необходимым условием выделения совокупности признаков считаем сохранение структурной целостности творческого потенциала личности. С учетом вышесказанного мы определили следующие критериальные признаки творческого потенциала студентов туристского вуза как субъекта учебно-творческой деятельности декоративно-прикладного характера: эст ет ическая пот ребност ь (в структуре творческого потенциала отражает блок "направленность"); способност ь к эст ет ической оценке, воображ ение, оригинальност ь (интеллектуальные способности в блоке "способности"); коммун икат иено-т ворческая способы ост ь (нейнтеллектуальная способность в блоке "способности"); эмоциональност ь или эм оционально-эст ет ическая от зы вчивост ь (в блоке "характер"); музы кальны е, ху дож ест венно-т еорет ические и т ехнологические знания и худож ест венно-т ехнологические ум ения (в блоке "знания, умения "). Необходимо заметить, что подобное выделение отдельных критериальных признаков творческого потенциала носит условный характер, поскольку в структуре личности они все взаимосвязаны и взаимозависимы. Рассмотрим выделенные признаки с учетом их взаимосвязи в структуре творческого потенциала. В отечественной литературе категория Эст ет ическая пот ребност ь " определяется как стремление к наслаждению прекрасным, как потребность в познании, форма активности эстетического сознания, отношение, как синтез ассоциаций [219;221;228 и др.]. Наиболее распространенным является определение эстетической потребности посредством стремления к красоте. Так, В.А.Разумный полагает: "Эстетические потребности ощущаются и осознаются как поистине стремление к наслаждению прекрасным в разных его проявлениях от непосредственного созерцания природных красот или же произведений искусства до радости 62 |
С учетом вышесказанного мы определили следующие критериальные признаки творческого потенциала учителя труда как субъекта учебнотворческой деятельности декоративно-прикладного характера: эстетическая потребность (в структуре творческого потенциала отражает блок "направленность"); способность к эстетической оценке, соображение, оригинальность (интеллектуальные способности в блоке "способности"); коммунпкативно-творческая способность (неинтеллектуальная способность в блоке "способности"); эмоциональность или эм оционально-эст ет ическая от зы вчивост ь (в блоке "характер"); худож ест венно-т еорет ические и т ехнологические знания о снов Д П И и худож ест венно-т ехнологические умения (в блоке "знания, умения "). Необходимо заметить, что подобное выделение отдельных критериальных признаков творческого потенциала носит условный характер, поскольку в структуре личности они все взаимосвязаны и взаимозависимы. Попытка отразить эти взаимосвязи в структуре творческого потенциала личности вообще, безотносительно к конкретной деятельности отражена на рис.4. На основе этой схемы применительно к рассматриваемой в диссертации деятельности и с учетом выделенных признаков на рис.6 дано схематичное изображение творческого потенциала учителя труда как субъекта учебно-творческой деятельности декоративно-прикладного характера. Функционирование взаимосвязи отдельных элементов-блоков структуры творческого потенциала придает ей динамический характер. Рассмотрим выделенные признаки е учетом их взаимосвязи в структуре творческого потенциала. В отечественной литературе категория Эстетическая потребность" определяется как стремление к наслаждению прекрасным, как потребность н познании, форма активности эстетического сознания, отношение, как синтез ассоциаций [136;203;218 и др.]. Наиболее распространенным является определение эстетической потребности посредством стремления к красоте. Так, В. А.Разумный полагает: "Эстетические потребности ощущаются и осознаются как поистине стремление к наслаждению прекрасным в разных его проявлениях от непосредственного созерцания природных красот или же произведений искусства до радости творчества" {204, с.62]. Данное определение и ему подобные подчеркивают динам ический характ ер эст ет ической пот ребност и, которая отождествляется со стремлением к восприятию красоты и творчеству [245, с.3435]. Ю.В.Шаров выдвигает следующую систему эстетических потребностей: в наслаждении предметом, в постоянном общении с искусством и самовыражении в нем, в развитии эстетического вкуса, художественных способностей, в овладении умениями и навыками художественного творчества в облюбованных видах искусства, стремление вносить красоту в окружающую среду, быт, труд. Все эти м одиф икации эст ет ической пот ребност и выражаются в конечном счете в синтетической потребности жить и трудиться "по закону красоты", Практика показывает, что истинными деятелям и прекрасного оказываются те, кто сам испытывает вдохновение, трудится творчески. М ир прекрасного побуждает человека к умножению красоты жизни. Творческий труд неразрывен с красотой труда. Эстетическая потребность представляет собой необходимое условие любой человеческой деятельности, "труда вообще". Именно наличие такой потребности делает человека созидателем, поскольку всякая деятельность включает в себя элементы творчества, а во всяком творчестве, как мы уже говорили, есть эстетическое начало. Разумное целеполагание, стремление к духовному осознанию себя в предметном мире эти специфические особенности "труда вообще" составляют основу эстетической потребности [238]. Эстетические потребности вызывают у человека глубокое чувство переживания, влекут к активному действию, к активному восприятию и обновлению эстетических ценностей во всех сферах общественной деятельности. Складываясь на основе накопленных знаний, о п ы т, эстетическая потребность придает восприятию человека "личностный смысл", играет роль побудительного мотива в поведении, действиях и жизнедеятельности личности. Эстетическая потребность выражает стремление человека преобразован, окружающий мир, познать как поистине стремление к наслаждению прекрасным в разных его проявлениях от непосредственного созерцания природных красот или же произведений искусства до радости творчества" [204, с.62]. Данное определение и ему подобные подчеркивают динамический характ ер эст ет ической пот ребност и, которая отождествляется со стремлением к восприятию красоты и творчеству [245, с.3435]. Ю.В.Шаров выдвигает следующую систему эстетических потребностей: в наслаждении предметом, в постоянном общении с искусством и самовыражении в нем, в развитии эстетического вкуса, художественных способностей, в овладении умениями и навыками художественного творчества в облюбованных видах искусства, стремление вносить красоту в окружающую среду, быт, труд, Все эти м одиф икации эст ет ической пот ребност и выражаются в конечном счете в синтетической потребности жить и трудиться "по закону красоты". Практика показывает, что истинными ценителями прекрасного оказываются те, кто сам испытывает вдохновение, трудится творчески Мир прекрасного побуждает человека к умножению красоты жизни, Творческий труд неразрывен с красотой труда. Эстетическая потребность представляет собой необходимое условие любой человеческой деятельности, "труда вообще". Именно наличие такой потребности делает человека созидателем, поскольку всякая деятельность включает в себя элементы творчества, а во всяком творчестве, как мы уже говорили, есть эстетическое начало. Разумное целеполагание, стремление к духовному осознанию себя в предметном мире эти специфические особенности "труда вообще" составляют основу эстетической потребности [238]. Эстетические потребности вызывают у человека глубокое чувство переживания, влекут к активному действию, к активному восприятию и обновлению эстетических ценностей во всех сферах общественной деятельности. Складываясь на основе накопленных знаний, опыта, эстетическая потребность придает восприятию человека "личностный смысл", играет роль побудительного мотива в поведении, действиях и жизнедеятельности личности. Эстетическая потребность выражает стремление человека преобразовать окружающий мир, познать 62 |