Проверяемый текст
Нагель, Ольга Ивановна ; Учебно-творческая деятельность учителя трудового обучения в современной школе (Диссертация 2001)
[стр. 67]

67 зывают, что возникновению первичных эмоциональных реакций содействуют эстетические признаки предмета (цвет, форма, фактура и т.д.).
Р.Ингарден удачно назвал первоначальный эстетический интерес к любо* му предмету восприятия ''предварительной эмоцией", которая вызывает в нас изменение направленности переход от точки зрения естественной практической жизни к специфической эстетической точке зрения
[2 1 2 , с.131].
Эстетическая потребность как бы "мерцает" в предварительной эмоции
[210].
Эстетическая мерка предметов сложна и многогранна, требует от человека развитого умения ее воспринимать, осваивать.
Это становится возможным при
условий, если человек подготовлен к осуществлению оценочной деят ельност и.
Отмечается, что "для полного, истинного постижения искусства, а следовательно, и полного, истинного наслаждения им, необходимо основательное изучение, развитие; эстетическое чувство, получаемой человеком от природы,
должно возвыситься на степень эст ет ического ькуса, приобретаемого изучением и развитием" [цит.
по 222, с.27-28].
Эстетический вкус нельзя отождествлять с конкретным предпочтением красок или звуков.
Еще Гегель предупреждал от понимания вкуса как слепого инстинкта, он отмечал, что вкус обязательно предполагает способность чувственного восприятия и абстрактного мышления.
На этом основании человек непременно должен обладать определенной культурой вкуса.
Как отмечает Л.А.Филиппенко, проблема соотношения эстетического вкуса и эстетической потребности выливается, в частности, в проблему адекватного отражения эстетического объекта (адекватность отражения
развитый вкус “ развитая потребность) и эст ет и ческо й о ц ен ки , как следствия первого момента и как нормативной категории (202, с.73].
Необходимым признаком хорошего вкуса является способность целостного отражения (целостное чувственное восприятие).
Применительно
67
[стр. 65]

Способность эстетического восприятия является обязательным условием возникновения эстетической потребности.
Как справедливо пишет А.С.Молчанова, законы эстетического восприятия и восприятия вообще общие.
Эстетическим восприятие становится по мере его опосредования с эстетическими идеалами, нормами т.д.
...
Интериоризация предметов или явлений эстетической сферы осуществляется в процессе познания субъектом эстетического объекта.
Первичное конкретное воздействие на человека осуществляется в виде ощ ущ ений.
На базе ощущений в сознании возникают восприят ия как совокупные образы предметов, на основе которых у человека развивается способность ориентации, изобретательного отношения к внешним явлениям.
Восприятия переходят в представления, вызывающие в сознании ассоциации, как обобщенные образы внешнего мира, первичные формы эстетического отражения подвергаются своего рода логической обработке, на базе чувственных образов возникают понятия, суж дения, ум озаклю чения [156, с.60].
Во время восприятия объектов, обладающих эстетическими признаками, формируются полож ительные эст ет ические эмоции.
Это подтверждается данными современной нейрофизиологии, которые показывают, что возникновению первичных эмоциональных реакций содействуют эстетические признаки предмета (цвет, форма, фактура и т.д.).
Р.Ингарден удачно назвал первоначальный эстетический интерес к любому предмету восприятия "предварительной эмоцией", которая вызывает в нас изменение направленности переход от точки зрения естественной практической жизни к специфической эстетической точке зрения
[8 6 , с.
131].
Эстетическая потребность как бы "мерцает" в предварительной эмоции [\
1 0 ) Эстетическая мерка предметов сложна и многогранна, требует от человека развитого умения ее воспринимать, осваивать.
Это становится возможным при
условии, если человек подготовлен к осуществлению оценочной деят ельност и.
Отмечается, что "для полного, истинного постижения искусства, а следовательно, и полного, истинного наслаждения им, необходимо основательное изучение, развитие; эстетическое чувство, получаемой человеком от природы.


[стр.,66]

должно возвыситься на степень эст ет ического вкуса, приобретаемого изучением и развитием" [цнт.
по 38, с.27-28].
Эстетический вкус нельзя отождествлять с конкретным предпочтением красок или звуков.
Еще Гегель предупреждал от понимания вкуса как слепого инстинкта, он отмечал, что вкус обязательно предполагает способность чувственного восприятия и абстрактного мышления.
На этом основании человек непременно должен обладать определенной культурой вкуса.
Как отмечает Л.А.Филиппенко, проблема соотношения эстетического вкуса и эстетической потребности выливается, в частности, в проблему адекватного отражения эстетического объекта (адекватность отражения
= развитый вкус = развитая потребность) и эст ет ической о ц е н к и > как следствия первого момента и как нормативной категории [245, с.73].
Необходимым признаком хорошего вкуса является способность целостного отражения (целостное чувственное восприятие).
Применительно
к эстетическому познанию это положение означает восприятие формы и содержания в их единстве.
Вкус не ограничивается познавательными процессами.
Вкус это и эмоциональная реакция.
С одной стороны, вкус воплощает объективную значимость эстетического объекта, с другой личностную его оценку.
В конечном счете, эстетический вкус это способность к самостоятельной оценке.
Оценочная деятельность тесно связана с проявлением творческой активности.
Уже восприятие человеком произведений искусства представляет собой не пассивное усвоение того, что создано художником, а есть творческий акт, "сотворчество".
Здесь имеет место активная деятельность воображения, рождение гаммы ассоциаций, возникновение новых эмоций.
В оценочной деятельности происходит взаимосвязь существующей у человека системы нормативных требований и эмоционально-эстетического опыта.
Произведение искусства рассчитано на мобилизацию интеллектуального и эмоционального потенциала человека, и только в этом случае оно выполняет свою познавательную и эстетическую функцию [9;! 16].
65

[Back]