Проверяемый текст
Нагель, Ольга Ивановна ; Учебно-творческая деятельность учителя трудового обучения в современной школе (Диссертация 2001)
[стр. 68]

68 к эстетическому познанию это положение означает восприятие формы и ^ содержания в их единстве.
Вкус не ограничивается познавательными процессами.
Вкус это и эмоциональная реакция.
С одной стороны, вкус воплощает объективную значимость эстетического объекта, с другой личностную его оценку.
В конечном счете, эстетический вкус это способность к самостоятельной оценке.
Оценочная деятельность тесно связана с проявлением творческой активности.
Уже восприятие человеком произведений искусства представляет собой не пассивное усвоение того, что создано художником, а есть творческий акт, "сотворчество".
Здесь имеет место активная деятельность воображения, рождение гаммы ассоциаций, возникновение новых эмоций.
В оценочной деятельно* сти происходит взаимосвязь существующей у человека системы нормативных требований и эмоционально-эстетического опыта.
Произведение искусства рассчитано на мобилизацию интеллектуального и эмоционального потенциала человека, и только в этом случае оно выполняет свою познавательную и эстетическую функцию
[104;220J.
Эстетическая оценка может быть двух родов —инт уит ивная и
осознанпая.
Первую характеризуют как неразвитую оценку.
Неосознанная оценка, как правило, маловыразительна, суждение об эстетической ценности объекта в этом случае элементарно и дается без должного основания.
Это значит, что объект остается фактически вне осмысленного восприятия
и отношения субъекта.
Система осознанных оценок предполагает развитый вкус.

М Для выработки нормативности, объективности вкуса, глубины эстетической потребности необходим о приобщ ение к эст ет ической сф ере на уровне познания (а не просто интуитивного улавливания) общ их принципов, объект ивны х законов, присущих эстетическому проявлению во всех 68
[стр. 66]

должно возвыситься на степень эст ет ического вкуса, приобретаемого изучением и развитием" [цнт.
по 38, с.27-28].
Эстетический вкус нельзя отождествлять с конкретным предпочтением красок или звуков.
Еще Гегель предупреждал от понимания вкуса как слепого инстинкта, он отмечал, что вкус обязательно предполагает способность чувственного восприятия и абстрактного мышления.
На этом основании человек непременно должен обладать определенной культурой вкуса.
Как отмечает Л.А.Филиппенко, проблема соотношения эстетического вкуса и эстетической потребности выливается, в частности, в проблему адекватного отражения эстетического объекта (адекватность отражения = развитый вкус = развитая потребность) и эст ет ической о ц е н к и > как следствия первого момента и как нормативной категории [245, с.73].
Необходимым признаком хорошего вкуса является способность целостного отражения (целостное чувственное восприятие).
Применительно к эстетическому познанию это положение означает восприятие формы и содержания в их единстве.
Вкус не ограничивается познавательными процессами.
Вкус это и эмоциональная реакция.
С одной стороны, вкус воплощает объективную значимость эстетического объекта, с другой личностную его оценку.
В конечном счете, эстетический вкус это способность к самостоятельной оценке.
Оценочная деятельность тесно связана с проявлением творческой активности.
Уже восприятие человеком произведений искусства представляет собой не пассивное усвоение того, что создано художником, а есть творческий акт, "сотворчество".
Здесь имеет место активная деятельность воображения, рождение гаммы ассоциаций, возникновение новых эмоций.
В оценочной деятельности происходит взаимосвязь существующей у человека системы нормативных требований и эмоционально-эстетического опыта.
Произведение искусства рассчитано на мобилизацию интеллектуального и эмоционального потенциала человека, и только в этом случае оно выполняет свою познавательную и эстетическую функцию
[9;! 16].
65

[стр.,67]

Эстетическая оценка может быть двух родов инт уит ивная и осознанная.
Первую характеризуют как неразвитую оценку.
Неосознанная оценка, как правило, маловыразительна, суждение об эстетической ценности объекта в этом случае элементарно и дается без должного основания.
Это значит, что объект остается фактически вне осмысленного восприятия
н отношения субъекта.
Система осознанных оценок предполагает развитый вкус.

Для выработки нормативности, объективности вкуса, глубины эстетической потребности необходим о приобщ ение к эст ет ической сф ере на уровне познания (а не просто интуитивного улавливания) общ
tac принципов, объект ивны х законов, присущих эстетическому проявлению во всех сферах бытия.
Этот момент хорошо подчеркивает И.Б.Астахов: ''Истинным суждением эстетического вкуса следует считать такое, которое объективно определяет эстетические достоинства и недостатки предмета В этом истинное суждение эстетического вкуса принципиально не отличается от научного суждения, то и другое имеют целью истинное познание " [!0,с.77].
В теории существует точка зрения, оспаривающая возможность научности эстетической оценки на том основании, что она носит непосредственночувственный характер, что научная оценка возможна только на уровне теоретического познания.
Мы склонны в большей степени согласиться с И.Б.Астаховым в суждениях об эстетической оценке.
В обосновании эстетической оценки должно быть не только представление, но и знание сущности эстетических явлений на уровне законов.
Оценивая эстетические явления, человек дифференцирует воспринимаемый материал, производит отбор, анализирует, мыслит.
Оценка включает операции сравнения, анализа, вывода.
Аналитическая работа сознания тесно взаимосвязывается с эстетическими переживаниями Эстетическая оценка конечный акт процесса эстетического познания.
Интеллектуализация сознания способствует углублению содержательности оценки, но основу ее составляет эстетическое чувство.
В творческой способности человека эстетическое чувство, его сила и яркость занимают главное место.
Э ст ет ические эм о ц и и представляют собой частный случай всякой эмо66

[Back]