71 ний эмоциональный характер эстетической потребности. Но является ли "гамма переживаний" самоцелью потребности? Эмпирические и теоретические методы исследования (А.Н.Семашко, Ю.В.Шаров) позволили придти к общему выводу: эстетическая потребность это не столько стремление к наслаждению, сколько потребность осознать мир и себя через общественный идеал, потребность жить и творить "по законам красоты". Анализ физиологических механизмов эмоциональных состояний (П.В.Симонов) привел к аналогичному выводу: "Эмоция воспринимающего субъекта ... не цель, сущность или назначение искусства, а безошибочный показатель его воздействия. Цель его информация" [204, с.85]. Исследователи творчества выделяют в качестве важнейшего компонента любой формы творческой деятельности вообра% ж ен и е [155; 188 и др.]. Воображение находится во взаимосвязи и взаимозависимости со всеми познавательными процессами (восприятием, памятью, мышлением) и речью и выступает в качестве их интегративной функции. В психологии воображение рассматривается как одна из форм отражательной деятельности сознания, которая отражает действительность не как существующую реальность, а как возможность, вероятность. Воображение позволяет выйти за рамки имеющегося опыта и данного момента времени, оперируя в вероятностной, предполагаемой среде. Это позволяет находить не один, а множество вариантов решения любой ситуации, что становится возможным за счет многократного переконструирования имеющегося опыта [2;23;И1 и др.]. Различают два вида <4 воображения: воссоздаю щ ее и т ворческое. находящиеся в тесной взаимосвязи. Критериями различия являются результаты деятельности. Продукты деятельности воссоздающего воображения субъективно новые, т.к. в этом случае создание образов происходит на основе визуальной внешней среды 71 |
Искусство всегда затрагивает сферу чувств или область человеческих эмоций и ни у кого не вызывает сомнений эмоциональный характер эстетической потребности. Но является ли "гамма переживаний" самоцелью потребности ? Эмпирические и теоретические методы исследования (А.Н.Семашко, Ю.В.Шаров) позволили придти к общему выводу; эстетическая потребность это не столько стремление к наслаждению, сколько потребность осознать мир и себя через общественный идеал, потребность жить и творить "по законам красоты". Анализ физиологических механизмов эмоциональных состояний (П.В.Симонов) привел к аналогичному выводу: "Эмоция воспринимающего субъекта ... не цель, сущность или назначение искусства, а безошибочный показатель его воздействия. Цель его информация" [224, с.85). Исследователи творчества выделяют в качестве важнейшего компонента любой формы творческой деятельности воображение [19;92 и др.]. Воображение находится во взаимосвязи и взаимозависимости со всеми познавательными процессами (восприятием, памятью, мышлением) и речью и выступает в качестве их интегративной функции. В психологии воображение рассматривается как одна из форм отражательной деятельности сознания, которая отражает действительность не как существующую реальность, а как возможность, вероятность. Воображение позволяет выйти за рамки имеющегося опыта и данного момента времени, оперируя в вероятностной, предполагаемой среде. Эго позволяет находить не один, а множество вариантов решения любой ситуации, что становится возможным за счет многократного переконструирования имеющегося опыта [42;65,205 и др.]. Различают два вида воображения: воссоздающее и творческое, находящиеся в тесной взаимосвязи. Критериями различия являются результаты деятельности. Продукты деятельности воссоздающего воображения субъективно новые, т.к. в этом случае создание образов происходит на основе визуальной внешней среды (чертеж, схема, рисунок и т.п.) или словесного описания. Продукты деятельности творческого воображения не имеют аналога в объективной действительности, они являются также и объективно новыми [205, с.6]. Продук68 |