72 (чертеж, схема, рисунок и т.п.) или словесного описания. Продукты деятельности творческого воображения не имеют аналога в объективной действительности, они являются также и объективно новыми [111, с.6 ]. Продуктивное воображение особое значение имеет в искусстве, играя главную, определяющую роль [13;18;42]. Для создания ориентированной основы действий в творчестве (создании нового, неизвестного) необходимо создать предварительно воображаемые модели объекта творчества на основе имеющейся информации, выбрать оптимальный вариант с точки зрения цели творчества и средств ее достижения. В процессе фантазирования на основе имеющихся знаний возникают новые знания. Как пишет А.Я.Дудецкий, познание (мышление) стимулирует воображение, создающее модель преобразования, которая затем проверяется и уточняется мышлением [187, с. 121]. Образно говоря, воображение создает как бы "зону ближайшего развития" (термин Л.С.Выготского) мышления. Воспитание воображения это одновременно и воспитание мышления и наоборот. Творческое мышление это и есть мышление плюс воображение или единственный интеллектуально-волевой процесс [2;23;111]. П.П.Блонский отмечал, что оперирование образами начинается с простой автоматической репродукции и спонтанного фантазирования и кончается сознательной репродукцией н творческим воображением. Эти процессы, постоянно развиваясь, находятся в тесной взаимосвязи [188]. Установка на усвоение образцов в процессе обучения, использование однообразных стереотипных действий приводит к постепенному угасанию творческого воображения [111 ;186]. По словам Л.С.Выготского, "чем богаче опыт человека, тем больше материал, которым располагает его воображение. Вот почему у ребенка воображение беднее, чем у взрослого человека, и это объясняется большей бедностью его опыта" [2 , с. 1 0 ]. 72 |
Искусство всегда затрагивает сферу чувств или область человеческих эмоций и ни у кого не вызывает сомнений эмоциональный характер эстетической потребности. Но является ли "гамма переживаний" самоцелью потребности ? Эмпирические и теоретические методы исследования (А.Н.Семашко, Ю.В.Шаров) позволили придти к общему выводу; эстетическая потребность это не столько стремление к наслаждению, сколько потребность осознать мир и себя через общественный идеал, потребность жить и творить "по законам красоты". Анализ физиологических механизмов эмоциональных состояний (П.В.Симонов) привел к аналогичному выводу: "Эмоция воспринимающего субъекта ... не цель, сущность или назначение искусства, а безошибочный показатель его воздействия. Цель его информация" [224, с.85). Исследователи творчества выделяют в качестве важнейшего компонента любой формы творческой деятельности воображение [19;92 и др.]. Воображение находится во взаимосвязи и взаимозависимости со всеми познавательными процессами (восприятием, памятью, мышлением) и речью и выступает в качестве их интегративной функции. В психологии воображение рассматривается как одна из форм отражательной деятельности сознания, которая отражает действительность не как существующую реальность, а как возможность, вероятность. Воображение позволяет выйти за рамки имеющегося опыта и данного момента времени, оперируя в вероятностной, предполагаемой среде. Эго позволяет находить не один, а множество вариантов решения любой ситуации, что становится возможным за счет многократного переконструирования имеющегося опыта [42;65,205 и др.]. Различают два вида воображения: воссоздающее и творческое, находящиеся в тесной взаимосвязи. Критериями различия являются результаты деятельности. Продукты деятельности воссоздающего воображения субъективно новые, т.к. в этом случае создание образов происходит на основе визуальной внешней среды (чертеж, схема, рисунок и т.п.) или словесного описания. Продукты деятельности творческого воображения не имеют аналога в объективной действительности, они являются также и объективно новыми [205, с.6]. Продук68 тивное воображение особое значение имеет в искусстве, играя главную, определяющую роль [118;153;233]. Для создания ориентированной основы действий в творчестве (создании нового, неизвестного) необходимо создать предварительно воображаемые модели объекта творчества на основе имеющейся информации, выбрать оптимальный вариант с точки зрения цели творчества и средств ее достижения. В процессе фантазирования на основе имеющихся знаний возникают новые знания. Как пишет А.Я.Дудецкий, познание (мышление) стимулирует воображение, создающее модель преобразования, которая затем проверяется и уточняется мышлением [71, с.121]. Образно говоря, воображение создает как бы "зону ближайшего развития" (термин Л.С.Выготского) мышления. Воспитание воображения это одновременно и воспитание мышления и наоборот. Творческое мышление —это и есть мышление плюс воображение или единственный интеллектуально-волевой процесс [42;65;205]. П.П.Блонский отмечал, что оперирование образами начинается с простой автоматической репродукции и спонтанного фантазирования и кончается сознательной репродукцией и творческим воображением. Эти процессы, постоянно развиваясь, находятся в тесной взаимосвязи [19]. Установка на усвоение образцов в процессе обучения, использование однообразных стереотипных действий приводит к постепенному угасанию творческого воображения [205 мдр]. По словам Л.С.Выготского, "чем богаче опыт человека, тем больше материал, которым располагает его воображение. Вот почему у ребенка воображение беднее, чем у взрослого человека, и это объясняется большей бедностью его опыта" [42, с. 10]. Следовательно, для создания основ творческой деятельности человека необходимо обогащение его чувственного опыта, расширение знаний, наличие соответствующей предметной среды Современные науки относят воображение к интеллеюуальному, т.е сознательному и осознаваемому уровню творчества. В то же время, способность комбинирования и манипулирования разными образами и предметами, проти69 |