Проверяемый текст
Нагель, Ольга Ивановна ; Учебно-творческая деятельность учителя трудового обучения в современной школе (Диссертация 2001)
[стр. 74]

74 Оно может быть только эстетическим, так как вся комбинаторная деятельность мозга подчинена поискам объективной гармонии, красоты и совершенства, которые должны быть зафиксированы в столь же прекрасных образах, картинах, мыслях, формах, законах и теориях [153; 112;77].
Фантазия, продуктивное воображение, являясь неотъемлемым свойством человеческого мышления вообще, в художественном познании действительности, в искусстве играет главную, определяющую роль.
В процессе эстетического восприятия чувственный образ как результат отражения действительности ассоциируется с представлениями, хранящимися в памяти, а также с чувствами и мыслями человека.
Возникшая мысль ассоциируется с другой мыслью, с другим чувством, с другим образом, в результате получается разветвленная и сложная цепь ассоциаций.
Ассоциации по сходству,
по смежности, по контрасту и т.п.
позволяют выразить одно через другое, мысль через чувственный образ, чувственный образ через мысль, чувство в мысли и мысль в чувстве.
"Есть некий закон закон ассоциаций, или, как называл его Ломоносов, "закон совоображения", который весь хаос воспоминаний распределяет по сходству или по близости во времени и пространстве иначе говоря, обобщает и вытягивает в непрерывную, последовательную цепь.
Эта цепь ассоциаций —путеводная нить воображения" (К.Паустовский)
[189, с.62].
В оображ ение, обретая направленность на создание чувственного образа, раскрывающего сверхчувственное содержание, выступает как важ нейш ая худ ож ест венная способност ь
[13].
Воображение, как универсальная способность, никогда не выступает самостоятельно, а совместно с другими человеческими способностями.
Познание, как известно, осуществляется посредством образов.
С них начинается тот "запас зрительных, звуковых, ритмических и цветовых впечатлений", на базе которых складывается
спо74
[стр. 71]

вопоставление их и нахождение между ними связей, общих признаков, разниц, рождающих новые образы, мысли, выводы и даже законы, не всегда протекает лишь на интеллектуальном уровне.
Н еосознаваем ое, инт уит ивное комбиниро• вание чувственными образами часто рождает новые образы, из которых интеллект не всегда может выделить содержащуюся в них мысль.
Эти новые образы не позволяют относить эстетическое воображение только к интеллектуальному уровню творчества или только к интеллектуальным способностям человека.
Известно, что самое сложное в любом творчестве порождение нового образа, представления, понятия, формы и т.д.
Процесс этот обязательно совершается через прорыв известного, устоявшегося, стереотипного, доказанного и привычного.
В искусстве этот процесс происходит легче, чем в других видах человеческой деятельности (например, в науке), потому, что искусство ест ь м ы ш ление в образах (ассоциативное мышление легче переходит от образа через воображение к новому образу) и потому, что его язык более подвижен, менее подвержен стереотипам, унификации, чем, например, язык науки [54;79].
Воображение выступает в качестве посредника между чувственными и интеллектуальными уровнями творчества В самом творческом акте оно выступает рядом с инт уицией и опирается как на ассоциат ивное мы ш ление, так и на ассоциат ивны е чувствования.
Воображение всегда ориентировано на красоту.
Оно может быть только эстетическим, так как вся комбинаторная деятельность мозга подчинена поискам объективной гармонии, красоты и совершенства, которые должны быть зафиксированы в столь же прекрасных образах, картинах, мыслях, формах, законах и теориях
[59;65;249).
Фантазия, продуктивное воображение, являясь неотъемлемым свойством человеческого мышления вообще, в художественном познании действительности, в искусстве играет главную, определяющую роль.
В процессе эстетического восприятия чувственный образ как результат отражения действительности ассоциируется с представлениями, хранящимися в памяти, а также с чувствами и мыслями человека.
Возникшая мысль ассоциируется с другой мыслью, с другим чувством, с Другим образом, в результате получается разветвленная и сложная цепь ассоциаций.
Ассоциации по сходству.

70

[стр.,72]

по смежности, по контрасту и т.п.
позволяют выразить одно через другое, мысль через чувственный образ, чувственный образ через мысль, чувство в мысли и мысль в чувстве.
"Есть некий закон закон ассоциаций, или, как называл его Ломоносов, "закон совоображения"» который весь хаос воспоминаний распределяет по сходству или по близости во времени и пространстве иначе говоря, обобщает и вытягивает в непрерывную, последовательную цепь.
Эта цепь ассоциаций путеводная нить воображения" (К.Паустовский)
[147, с.62].
В оображ ение, обретая направленность на создание чувственного образа, раскрывающего сверхчувственное содержание, выступает как важ нейш ая худож ест венная способност ь
[153].
Воображение, как универсальная способность, никогда не выступает самостоятельно, а совместно с другими человеческими способностями.
Познание, как известно, осуществляется посредством образов.
С них начинается тот "запас зрительных, звуковых, ритмических и цветовых впечатлений", на базе которых складывается
способность эстетического познания.
Но элементарные образы (образы-ощущения и образы-восприятия) не есть еще эстетические образы.
Сознательное усвоение эстетических закономерностей требует определенных навыков научного мышления, суть которого не столько в овладении количественной фактологической информацией, сколько в диалектическом осмыслении, включающем обобщение и оценку явлений [82;245].
Есть попытки определить законы красоты, это значит выделить нечто общее, сущностное, свойственное ее проявлениям.
В.С.Корниенко определяет их следующим образом: "Законы красоты, по которым человек преобразует природу, представляют собой познанные и переосмысленные с точки зрения человеческих потребностей законы м еры , гармонии и пропорциональност и (симметрии и ритма), которыми люди овладевают в процессе преобразования природы и общества" [109, с.152).
Без знаний, по меткому выражению А.Эйнштейна, "нельзя изобретать, как нельзя слагать стихи, не зная языка".
Системность знаний необходимое условие успешной работы, фундамент для творчества [234, с.5].
Развитие знаний, их системность и обобщенность определяет развитие интереса и оказыва71

[Back]