75 собность эстетического познания. Но элементарные образы (образы ощущения и образы-восприятия) не есть еще эстетические образы. ^ Сознательное усвоение эстетических закономерностей требует оп^ ределенных навыков научного мышления, суть которого не столько в овладении количественной фактологической информацией, сколько в диалектическом осмыслении, включающем обобщение и оценку явлений [202;2!7]. Есть попытки определить законы красот ы , это значит выделить нечто общее, сущностное, свойственное ее проявлениям. В.С.Корниенко определяет их следующим образом: "Законы красоты, по которым человек преобразует природу, представляют собой познанные и переосмысленные с точки зрения человеческих потребностей законы м еры , гарм онии и пропорциональност и (симметрии и ритма), которыми люди овладевают в процессе преобразования природы и общества" [209, с. 152]. Без знаний, по меткому выражению А.Эйнштейна, "нельзя изобретать, как нельзя слагать стихи, не зная языка". Системность знаний необходимое условие успешной работы, фундамент для творчества [21, с.5]. Развитие знаний, их системность и обобщенность определяет развитие интереса и оказывает прямое воздействие на формирование способностей. Чем более устойчивый характер приобретает появившийся интерес, тем в большей мере он стимулирует опережающее развитие отдельных способностей. В связи с недостатком знаний интерес сначала имеет поверхностный характер, а с увеличением знаний и более общим их характером поднимается на более высокий уровень [131; 156; ...]. Эстетическое образование базируется прежде всего на опрели* деленных знаниях, на приобретенном опыте общения с эстетическим объектом [202;238]. Мастерство в художественном творчестве, как известно, 75 |
по смежности, по контрасту и т.п. позволяют выразить одно через другое, мысль через чувственный образ, чувственный образ через мысль, чувство в мысли и мысль в чувстве. "Есть некий закон закон ассоциаций, или, как называл его Ломоносов, "закон совоображения"» который весь хаос воспоминаний распределяет по сходству или по близости во времени и пространстве иначе говоря, обобщает и вытягивает в непрерывную, последовательную цепь. Эта цепь ассоциаций путеводная нить воображения" (К.Паустовский) [147, с.62]. В оображ ение, обретая направленность на создание чувственного образа, раскрывающего сверхчувственное содержание, выступает как важ нейш ая худож ест венная способност ь [153]. Воображение, как универсальная способность, никогда не выступает самостоятельно, а совместно с другими человеческими способностями. Познание, как известно, осуществляется посредством образов. С них начинается тот "запас зрительных, звуковых, ритмических и цветовых впечатлений", на базе которых складывается способность эстетического познания. Но элементарные образы (образы-ощущения и образы-восприятия) не есть еще эстетические образы. Сознательное усвоение эстетических закономерностей требует определенных навыков научного мышления, суть которого не столько в овладении количественной фактологической информацией, сколько в диалектическом осмыслении, включающем обобщение и оценку явлений [82;245]. Есть попытки определить законы красоты, это значит выделить нечто общее, сущностное, свойственное ее проявлениям. В.С.Корниенко определяет их следующим образом: "Законы красоты, по которым человек преобразует природу, представляют собой познанные и переосмысленные с точки зрения человеческих потребностей законы м еры , гармонии и пропорциональност и (симметрии и ритма), которыми люди овладевают в процессе преобразования природы и общества" [109, с.152). Без знаний, по меткому выражению А.Эйнштейна, "нельзя изобретать, как нельзя слагать стихи, не зная языка". Системность знаний необходимое условие успешной работы, фундамент для творчества [234, с.5]. Развитие знаний, их системность и обобщенность определяет развитие интереса и оказыва71 ет прямое воздействие на формирование способностей. Чем более устойчивый характер приобретает появившийся интерес, тем в большей мере он стимулирует опережающее развитие отдельных способностей. В связи с недостатком знаний интерес сначала имеет поверхностный характер, а с увеличением знаний и более общим их характером поднимается на более высокий уровень [139;242]. Эстетическое образование базируется прежде всего на определенных знаниях, на приобретенном опыте общения с эстетическим объектом [140;245]. Мастерство в художественном творчестве, как известно, проявляется в единстве двух составляющих художественной и технико-технологической. Их не следует ни противопоставлять друг другу, ни сопоставлять друг с другом, ни отделять друг от друга. Мы присоединяемся к мнению тех теоретиков эстетического образования, которые считают, что отделение технических умений и навыков от художественно-творческих неправомерно. Нельзя отдавать предпочтение формированию и тренировке какой-то одной сферы сознания человека, занимающегося искусством, к примеру, сферы зрения или моторики руки, ибо ими не исчерпывается деятельность а искусстве. То есть, художественнотехнологические умения и технические навыки в конкретном виде художественного творчества столь же важны, как и общетеоретические художественные знания Неотъемлемыми, определяющими признаками любого творчества, и в особенности творчества художественного являются оригинальность, новизна уклонение от шаблона, преодоление стереотипов и т.п. Однако, оригинальность как необходимое условие и результат творчества не следует путать с оригинальничанием [21], рассчитанным на внешний эффект, то есть оригинальность не должна быть самоцелью творчества. Как отмечает М,С.Каган, новизна и оригинальность это не цель, а следствие истинного творчества, высокого профессионализма, мастерства [91]. Оригинальность восприятия, видения и отражения внешнего мира обеспечивается развитым эстетическим вкусом [18]. Искусство ком м уникат ивно по своей сути. Коммуникативная деятельность входит в художественную культуру, центральным звеном которой являет72 |