Проверяемый текст
Нагель, Ольга Ивановна ; Учебно-творческая деятельность учителя трудового обучения в современной школе (Диссертация 2001)
[стр. 76]

76 проявляется в единстве двух составляющих —художественной и техникотехнологической.
^ Их не следует ни противопоставлять друг другу, ни сопоставлять друг с другом, ни отделять друг от друга.
Мы присоединяемся к мнению тех теоретиков эстетического образования, которые считают, что отделение технических умений и навыков от художественно-творческих неправомерно.
Нельзя отдавать предпочтение формированию и тренировке какойто одной сферы сознания человека, занимающегося искусством, к примеру, сферы зрения или моторики руки, ибо ими не исчерпывается деятельность
в искусстве [185 и др.].
То есть, художественно-технологические ум ения и технические навыки в конкретном виде художественного творчества столь же важны, как и общетеоретические художественные знания.
Неотъемлемыми, определяющими признаками любого творчества, и в особенности творчества художественного являются оригинальность, новизна уклонение от шаблона, преодоление стереотипов и т.п.
Однако, оригинальност ь как необходимое условие и результат творчества не следует путать с оригинальничанием
[51], рассчитанным на внешний эффект, то есть оригинальность не должна быть самоцелью творчества.
Как отмечает М.С.Каган, новизна и оригинальность это не цель, а следствие истинного творчества, высокого профессионализма, мастерства
[160].
Оригинальность восприятия, видения и отражения внешнего мира обеспечивается развитым эстетическим вкусом
[192].
Искусство комм уникат ивно по своей сути.
Коммуникативная деятельность входит в художе« ственную культуру, центральным звеном которой
является искусство, в виде потребления произведений искусства зрителями и их общение, опосредствованное данным произведением [155, с.217].
В учебно-творческой 76
[стр. 73]

ет прямое воздействие на формирование способностей.
Чем более устойчивый характер приобретает появившийся интерес, тем в большей мере он стимулирует опережающее развитие отдельных способностей.
В связи с недостатком знаний интерес сначала имеет поверхностный характер, а с увеличением знаний и более общим их характером поднимается на более высокий уровень [139;242].
Эстетическое образование базируется прежде всего на определенных знаниях, на приобретенном опыте общения с эстетическим объектом [140;245].
Мастерство в художественном творчестве, как известно, проявляется в единстве двух составляющих художественной и технико-технологической.
Их не следует ни противопоставлять друг другу, ни сопоставлять друг с другом, ни отделять друг от друга.
Мы присоединяемся к мнению тех теоретиков эстетического образования, которые считают, что отделение технических умений и навыков от художественно-творческих неправомерно.
Нельзя отдавать предпочтение формированию и тренировке какой-то одной сферы сознания человека, занимающегося искусством, к примеру, сферы зрения или моторики руки, ибо ими не исчерпывается деятельность
а искусстве.
То есть, художественнотехнологические умения и технические навыки в конкретном виде художественного творчества столь же важны, как и общетеоретические художественные знания Неотъемлемыми, определяющими признаками любого творчества, и в особенности творчества художественного являются оригинальность, новизна уклонение от шаблона, преодоление стереотипов и т.п.
Однако, оригинальность как необходимое условие и результат творчества не следует путать с оригинальничанием
[21], рассчитанным на внешний эффект, то есть оригинальность не должна быть самоцелью творчества.
Как отмечает М,С.Каган, новизна и оригинальность это не цель, а следствие истинного творчества, высокого профессионализма, мастерства
[91].
Оригинальность восприятия, видения и отражения внешнего мира обеспечивается развитым эстетическим вкусом
[18].
Искусство ком м уникат ивно по своей сути.
Коммуникативная деятельность входит в художественную культуру, центральным звеном которой
являет72

[стр.,74]

ся искусство, в виде потребления произведений искусства зрителями и их общение, опосредствованное данным произведением [92, с.217].
В учебно-творческой деятельности на основе художественного творчества происходит "скрещение художественных и коммуникативных устремлений людей" [92, с.135].
В данном случае реализуется бифункциональное образование художественно-коммуникативная деятельность.
В нашем исследовании используется понятие "ком-муникативно-творческая способность 0 [4], более широкое по отношению к художественно-коммуникативной способности, имея в виду также, что творчество есть необходимое условие художественной деятельности.
Общение есть не просто действие, а взаимодействие, осуществляемое между несколькими субъектами, каждый из которых является носителем активности и предполагает ее в своих партнерах [4;92, с 82].
Анализ сущности выделенных нами критериальных признаков творческого потенциала личности из общего ряда (см.
таблицу на рис.5) позволяет сделать следующий вывод: Эст ет ическая пот ребност ь сложное системно-структурное образование, основными параметрами которой являются познавательные процессы, чувства, вкус, оценка Э ст ет ическая оценка тесно связана с опытом, развитием чувств и восприятия, Эстетические чувства, выступая в тесной взаимосвязи и эстетическими потребностями, взглядами и вкусами, являются основными компонентами в эстетическом восприятии.
Эмоционольно-эст ет ическая от зы вчивост ь [Н.И.Киященко, Н.Л.Лейзеров] —необходимая предпосылка эстетического восприятия.
В оценочной деятельности активизируется познавательный потенциал, процессы самообразования личности.
Эмоциональная оценка предполагает активность, творческое соучастие.
Важнейшей художественной способностью является воображ ение.
Наличие воображения, художественнообразного мышления неотъемлемое условие как конкретно-чувственного, так и абстрактно-логического уровней творчества .
Воображение как универсальная способность всегда выступает совместно с другими способностями.
Необходимой основой для любого творчества являются знания, их системность.
Они сти73

[Back]