Проверяемый текст
Нагель, Ольга Ивановна ; Учебно-творческая деятельность учителя трудового обучения в современной школе (Диссертация 2001)
[стр. 82]

82 ГЛАВА 2.
С О Д Е РЖ А Н И Е , М ЕТО Д Ы И Ф О РМ Ы У ЧЕБН О Й Т В О РЧ Е С К О Й Д Е Я Т Е Л Ь Н О С Т И К А К С РЕД С ТВ А РА ЗВИ ТИ Я Т В О РЧ Е С К О ГО П О Т Е Н Ц И А Л А С Т У Д Е Н Т А ТУ РИ С ТС К О ГО > ВУЗА ш Целью второй главы является обоснование модели учебной творческой деятельности музыкально-художественного характера с исследовательским компонентом, стимулирующ ей развитие творческого потенциала студентов туристского вуза как субъекта этой деятельности, с учетом того, что главны м ф актором функционирования модели является взаимосвязь теории и практики учсбно-творческой деятельности.
Д ля этого проводится анализ категории "взаимосвязь" в философской
и психолого-педагогической литературе.
Н а основе анализа принципов, функций, этапов, уровней взаимосвязи теории и практики
учебной творческой деятельности в развитии творческого потенциала студентов туристского вуза раскры ваю тся формы, методы, * условия реализации данной взаимосвязи.
Рассматривается коллективная ф орма коммуникативно-творческой организации как один из важ нейш их ф акторов учебно-творческой деятельности на основе художественного творчества.
П риводится классификация совместного тво р чества, приведенная в психолого-педагогической литературе.
А нализирую тся возможности использования коллективных форм
учебного творческого взаимодействия в развитии творческого потенциала студентов туристского вуза.
Рассматривается важ нейш ий компонент учебно-творческого процесса исследовательская познавательная деятельность, которая определяется структурой проблем ного обучения.
Д ается характеристика видов проблемного обучения, определяю тся процедуры, специфика, центральные категории проблем ного обучения.
Оценивается роль проблемного обучения в развитии творческого потенциала
студентов туристского вуза в процессе учебно-творческой деятельности.
82
[стр. 78]

77 ГЛАВА 2.
С О Д Е Р Ж А Н И Е , М Е Т О Д Ы И Ф О Р М Ы У Ч Е Б Н О Т В О Р Ч Е С К О Й Д Е Я Т Е Л Ь Н О С Т И К А К С Р Е Д С Т В А Р А ЗВ И Т И Я Т В О Р Ч Е С К О Г О П О Т Е Н Ц И А Л А У Ч И Т Е Л Я Т Р У Д О В О Г О О Б У Ч Е Н И Я 2.1.
Структура и содержание модели учебно-творческой деятельности, стимулирующей развитие творческого потенциала учителя трудового обучения * • i Целью данного параграфа является обоснование модели учебнотворческой деятельности декоративно-прикладного характера с исследовательским компонентом, стимулирующей развитие творческого потенциала учителя трудового обучения как субъекта этой деятельности, с учетом того, что главным фактором функционирования модели является взаимосвязь теории и практики учебно-творческой деятельности.
Для этого проводится анализ категории "взаимосвязь" в философской
я психолого-педагогической литературе.
На основе анализа принципов, функций, этапов, уровней взаимосвязи теории и практики
учебно-творческой деятельности в развитии творческого потенциала учителя трудового обучения раскрываются формы, методы, условия реализации данной взаимосвязи.
В современном научном познании проблема взаимосвязи является одной из центральных.
В философии взаимосвязь трактуется как категория, отражающая бесчисленные связи предметов и явлений между собой в процессе изменения материального мира [24;126;247].
В настоящее время в науке не существует единого мнения в отношении понятия "взаимосвязь".
В качестве синонимов употребляются "взаимоотношение", "взаимозависимость", "соотношение", "взаимодействие", "отношение".
Как считает В.К.Кириллов, связь это системно-структурное понятие, реализующее системную целостность объекта.
Отношение же не выражает целостности системы, и в этом заключается его коренное отличие от связи [97, i с.31].
Связь это отношение взаимной зависимости, обусловленности между чем-нибудь [177, с.696].


[стр.,99]

i i В данном параграфе рассматривается коллективная форма коммуникативно-творческой организации как один из важнейших факторов учебнотворческой деятельности на основе художественного творчества.
Приводится классификация совместного творчества, приведенная в психологопедагогической литературе.
Анализируются возможности использования коллективных форм
учебно-творческого взаимодействия в развитии творческого потенциала учителя труда.
Коллективная форма организации учебно-творческого процесса рассматривается авторами (Д.Б.Богоявленская, А.В.Брушлинский, Е.Н.Глубокова, Л.Г.Логинова и др.) как одна из важнейших форм творческой деятельности [22;28;51;138и др.].
Исследователями [Т.С.Комарова, А.И Савенков il др.] замечено, что результат совместной работы часто весьма значительно превышает сумму потенциальных возможностей каждого из участников (106].
Д.Б.Богоявленская отмечает, что коллектив является одним из важнейших факторов творчества, поскольку именно в коллективе создается творческая атмосфера, моральные, материальные и другие стимулы для умственно способных, но пассивных членов группы [22, с.38].
Иными словами, коллективное творчество детерминирует проявление творческой активности участников.
Эти выводы потребовали обращения к коллективным формам учебнотворческого процесса, исследуемого в данной диссертации, как фактору эффективного развития творческого потенциала учителя труда.
Прежде обратимся к характеристике различных видов (форм) коллективной деятельности.
По существующей на сегодняшний день наиболее признанной классификации коллективных форм художественного творчества выделяются три основных формы совместной деятельности: совместноиндивидуальная, совместно-последовательная и совместно-взаимодсйствующая (106, с.27-28].
98 2.2.
Использование коллективны х форм творческой деятельности

[стр.,109]

2.3.
Организация исследовательской деятельности учителя 108 В данном параграфе рассматривается важнейший компонент учебнотворческого процесса исследовательская познавательная деятельность, которая определяется структурой проблемного обучения.
Дается характеристика видов проблемного обучения, определяются процедуры, специфика, центральные категории проблемного обучения.
Оценивается роль проблемного обучения в развитии творческого потенциала
учителя труда в процессе учебнотворческой деятельности декоративно-прикладного характера.
Развитие творческих потенций обучающихся в педагогической науке связано с идеей проблемного обучения (Т.В.Кудрявцев, И.Я.
Лернер, М.Н.Скатаин, М.И.Махмутов, А.М.Матюшкин, В.Оконь, Ч.Куписевнч и др.) [117;133;148;150;178 и др.].
Проблемный подход к организации учебной деятельности является первым и основным условием для развития творческого мышления обучающихся [134].
Проблемное обучение рассматривается некоторыми авторами (М.М.Левина и др.) как технология развивающего образования, направленного на развитие познавательной самостоятельности и творческого потенциала личности [126, с.87].
Таким образом, основной функцией проблемного обучения является развитие творческих потенций личности [134].
Организация проблемного обучения, проблемная стратегия в обучении —одна из центральных задач современной вузовской методики обучения [126].
Целью проблемного обучения является построение такой структуры учебного материала, которая соответствует логике продуктивного мышления, которое наиболее ярко проявляется в решении оригинальных задач.
Процессуальная характеристика познавательного {процесса является основным критерием проблемности обучения.
Структура проблемного обучения создает условия, которые обеспечивают свободное развитие мысли.
Учебно-исследовательская деятельность, которая определяется структурой проблемного обучения, имеет некоторые общие

[Back]