Проверяемый текст
Нагель, Ольга Ивановна ; Учебно-творческая деятельность учителя трудового обучения в современной школе (Диссертация 2001)
[стр. 95]

95 нятию на веру, выступает предпосылкой для создания нового, отличного от уже имеющ егося, известного; • поощ рят ь р а зум н ы й р и с к , которы й будет приводить к неизбежным ош ибкам и неудачам, но без которого невозможно истинное творчество.
П реподавателю следует поощ рять обучаю щ ихся к поиску, к риску и награж дать их за него, даж е если результат работы оказался неудовлетворительным.
О птимальной линией поведения преподавателя в этом случае будет та, когда он хвалит за риск и в то же время объясняет, почему конечный результат оказался неудовлетворительным, а такж е показы вает альтернативны е способы решения
проблемы, приводящ ие к успеху или улучш ению результата.
П озволяя
студентам рисковать, и даж е поощ ряя их в этом , преподаватель мож ет помочь раскрытию их творческого потенциала и своего собственного; • вклю чат ь в програм м у об учения разделы (т ем ы ), позволяю щ ие обучаю щ им ся дем онст рироват ь и х т ворческие способност и; проводит ь проверку усво ен н о го м ат ериала т а к и м образом , чт обы создавалась возм ож ност ь проявления и дем онст рации т ворческого пот енциала слуш а т елей.
Если в предлагаемых способах оценки усвоенного м атериала не будет залож ена возмож ность для демонстрации креативности, слуш атели просто не будут ее применять.
Д ля поощ рения креативности преподаватель долж ен использовать такие задания, проводить такие экзамены, которы е стимулирую т творческое мышление.
О бучаю щ иеся долж ны иметь возмож ность продемонстрировать свои творческие способности в процессе всего обучения, а не только по его итогам.
Для этого преподавателю необходимо при объяснении нового и повторении пройденного задавать вопросы аналитического характера.
Вопросы, поощ ряю щ ие к творческому мыш лению , содержат в себе такие за
дания, как: а)представьте (вообразите), б) придумайте (например, ан алог), в) порассуждайте, г) предполож ите гипотезу, д) найдите несоответствие (противоречие) и т.д.
К огда преподаватель предлагает слушателям сделать что-то, в результате чего будет произведен продукт,
95
[стр. 90]

теории и практики как средства развития творческого пЬтендиала учителя труда.
Авторы "инвестиционной теории креативности" Р.Стернберг и Е.Григоренко [229] выделяют двенадцат ь "ст ратегии " обучения творческости или развит ия т ворческого пот енциала, которые» по существу, являются необходимыми условиями его развития.
Анализ этих условий применительно к нашему исследованию позволил сделать вывод о том, что развитие творческого потенциала учителя труда (слушателя курсов повышения квалификации) в учебно-творческой деятельности будет эффективным, если преподаватель будет соблюдать следующие педагогические условия: • бы т ь прим ером для подраж ания.
Значимость этого условия вытекает из положения о том, что творческие способности развивакртся не тогда, когда неi дагог говорит о необходимости их развития, а когда он сам демонстрирует творческий стиль деятельности.
Развивая креативность обучающихся, преподаватель не может следовать "кулинарному рецепту", поскольку такого не существует и не может быть исходя из самой природы творчества.
В противном случае он дает наихудший пример для подражания.
Тот, кто обучает творческости, должен найти источник творчества в самом себе.
Именно это умение и является основой при создании модели для подражания; • поощ рят ь сомнения, возникаю щ ие по от нош ению к общ епринят ому, привы чному.
Важность "функции сомнения" состоит в том, что привычка к разумному сомнению в противоположность слепому принятию на веру, выступает предпосылкой для создания нового, отличного от уже имеющегося, известного; ! • поощ рят ь разум ны й риск, который будет приводить к неизбежным ошибкам и неудачам, но без которого невозможно истинное творчество.
Преподавателю следует поощрять обучающихся к поиску, к риску и награждать их за него, даже если результат работы оказался неудовлетворительным.
Оптимальной линией поведения преподавателя в этом случае будет та, когда он хвалит за риск и в то же время объясняет, почему конечный результат оказался неудовлетворительным, а также показывает альтернативные способы решения
пробле89

[стр.,91]

мы* приводящие к успеху или улучшению результата.
Позволяя
слушателям рисковать* и даже поощряя их в этом, преподаватель может помочь раскрытию их творческого потенциала и своего собственного; • вклю чат ь в програм м у обучения разделы (темы), позволяю щ ие обучаю щ им ся дем онст рироват ь их т ворческие способност и; проводит ь проверку у с военного м ат ериала т аким образом, чт обы создавалась возм ож ност ь проявления и дем онст рации т ворческого пот енциала слуиш т елей, Если в предлагаемых способах оценки усвоенного материала не будет заложена возможность для демонстрации креативности, слушатели просто не будут ее применять.
Для поощрения креативности преподаватель должен использовать такие задания, % проводить такие экзамены, которые стимулируют творческое мышление.
Обучающиеся должны иметь возможность продемонстрировать свои творческие способности в процессе всего обучения, а не только по его итогам.
Для этого преподавателю необходимо при объяснении нового и повторении пройденного задавать вопросы аналитического характера.
Вопросы, поощряющие к творческому мышлению, содержат в себе такие заданий,
как: а)представьте (вообразите), б) придумайте (например, аналог), в) порассуждайте, г) предположите гипотезу, д) найдите несоответствие (противоречие) и т.д.
Когда преподаватель предлагает слушателям сделать что-то, в результате чего будет произведен продукт,
отражающий новизну, содержащий что-то новое помимо уже имеющегося, то он дает обучающимся возм ож ност ь т ворит ь; • поощ рят ь ум ение находит ь, ф орм улироват ь и переопределят ь проблем у.
В ходе создания творческих продуктов возможны (и даже неизбежны) ошибки и выбор неадекватных способов и средств достижения цели.
Важной частью креативности является ее аналитическая составляющая, т е.
умение найти и опознать тот момент в творческом процессе, когда была допущена ошибка.
Для формирования умения делать выбор (основанный на оценке), необходимо предоставлять возможность делать этот выбор.
Умение делать выбор это навык, которым необходимо овладевать.
Нахождение ошибки не является заключительным этапом процесса креативности.
Напротив, найдя ошибку, обучающийся должен переопределить проблему, сформулировать цели таким образом,

[Back]