Проверяемый текст
Нагель, Ольга Ивановна ; Учебно-творческая деятельность учителя трудового обучения в современной школе (Диссертация 2001)
[стр. 96]

96 отражаю щ ий новизну, содержащ ий что-то новое помимо уже имеющегося, то он дает обучаю щ имся возм ож ност ь т ворит ь; • поощ рят ь ум ен и е находит ь, ф орм улироват ь и переопределят ь проблем у.
В ходе создания творческих продуктов возможны (и даже неизбежны) ош ибки и вы бор неадекватных способов и средств достижения цели.
Важной частью креативности является ее аналитическая составляю щ ая, т.е.
умение найти и опознать тот момент в творческом процессе, когда бы ла допущ ена ош ибка.
Д ля ф ормирования умения делать вы бор (основанны й на оценке), необходимо предоставлять возможность делать этот вы бор.
Умение делать вы бор это навы к, которы м необходимо овладевать.
Нахождение ош ибки не является заключительным этапом процесса креативности.
Н апротив, найдя ош ибку, обучаю щ ийся долж ен переопределить проблему, сформ улировать цели таким образом
, чтобы не повторить подобной ош ибки.
А нализ ош ибок, неудач в процессе творчества формирует умение видеть новые ракурсы проблемы.
П реподаватель в данном случае осущ ествляет косвенное управление процессом обучения, выступает его "дирижером".
Н а наш взгляд, для развития способности находить противоречия, усматривать проблему важ но такж е создат ь т акую ат м осф еру обучения, когда обучаю щ иеся могут свободно (мысль раскована) задавать возникаю щ ие по ходу объяснения в контексте нового материала вопросы, делать комм ентарии, оспаривать излагаемое.
Это
активизирует мыслительную деятельность всей группы, хотя и представляет определенную трудность для преподавателя.
• поощ рят ь
и вознаграж дат ь т ворческие идеи и результ ат ы т ворческой деят ельност и.
П реподаватель, давая задание слуш ателям, ждет от них проявления знания основ предмета, демонстрации аналитической способности (способности оценивать) и хорош ей техники выполнения работы .
Вместе с тем, обучаю щ имся необходимо говорить о том, что в их работах долж ны быть элементы творчества, и что эти
96
[стр. 91]

мы* приводящие к успеху или улучшению результата.
Позволяя слушателям рисковать* и даже поощряя их в этом, преподаватель может помочь раскрытию их творческого потенциала и своего собственного; • вклю чат ь в програм м у обучения разделы (темы), позволяю щ ие обучаю щ им ся дем онст рироват ь их т ворческие способност и; проводит ь проверку у с военного м ат ериала т аким образом, чт обы создавалась возм ож ност ь проявления и дем онст рации т ворческого пот енциала слуиш т елей, Если в предлагаемых способах оценки усвоенного материала не будет заложена возможность для демонстрации креативности, слушатели просто не будут ее применять.
Для поощрения креативности преподаватель должен использовать такие задания, % проводить такие экзамены, которые стимулируют творческое мышление.
Обучающиеся должны иметь возможность продемонстрировать свои творческие способности в процессе всего обучения, а не только по его итогам.
Для этого преподавателю необходимо при объяснении нового и повторении пройденного задавать вопросы аналитического характера.
Вопросы, поощряющие к творческому мышлению, содержат в себе такие заданий, как: а)представьте (вообразите), б) придумайте (например, аналог), в) порассуждайте, г) предположите гипотезу, д) найдите несоответствие (противоречие) и т.д.
Когда преподаватель предлагает слушателям сделать что-то, в результате чего будет произведен продукт, отражающий новизну, содержащий что-то новое помимо уже имеющегося, то он дает обучающимся возм ож ност ь т ворит ь; • поощ рят ь ум ение находит ь, ф орм улироват ь и переопределят ь проблем у.
В ходе создания творческих продуктов возможны (и даже неизбежны) ошибки и выбор неадекватных способов и средств достижения цели.
Важной частью креативности является ее аналитическая составляющая, т е.
умение найти и опознать тот момент в творческом процессе, когда была допущена ошибка.
Для формирования умения делать выбор (основанный на оценке), необходимо предоставлять возможность делать этот выбор.
Умение делать выбор это навык, которым необходимо овладевать.
Нахождение ошибки не является заключительным этапом процесса креативности.
Напротив, найдя ошибку, обучающийся должен переопределить проблему, сформулировать цели таким образом,


[стр.,92]

чтобы не повторить подобной ошибки.
Анализ ошибок, неудач в процессе творчества формирует умение видеть новые ракурсы проблемы.
Преподаватель в данном случае осуществляет косвенное управление процессом обучения, выступает его "дирижером".
На наш взгляд» для развития способности находить противоречия, усматривать проблему важно также создат ь т акую ат м осф еру обучения, когда обучающиеся могут свободно (мысль раскована) задавать возникающие по ходу объяснения в контексте нового материала вопросы, делать комментарии, оспаривать излагаемое.
Э
го активизирует мыслительную деятельность всей группы, i хотя и представляет определенную трудность для преподавателя.
• поощ рят ь
у вознаграж дат ь т ворческие идеи и результ ат ы т ворческой деят ельност и.
Преподаватель, давая задание слушателям, ждет от них проявления знания основ предмета, демонстрации аналитической способности (способности оценивать) и хорошей техники выполнения работы.
Вместе с тем, обучающимся необходимо говорить о том, что в их работах должны быть элементы творчества, и что эти
элементы будут поощряться независимо от согласия или несогласия преподавателя с идеями обучающихся.
Оцениваться должен не столько конечный продукт творчества, сколько новые идеи, в основе которых лежит собственный образ мыслей обучающихся, способность идти дальше увиденного или прочитанного.
Преподаватель должен донести до слушателей тот факт, что творческость, которую он пытается в них развить, касается прежде всего их личностей, а не изучаемой предметной области.
В учебно-творческом процессе слушатели должны делать субъективные открытия, т.е.
открывать для себя уже известное, а не опасаться, что это уже было кем-то сделано.
Напротив, субъективное "изобретение велосипеда" и сопровождающее его переживание творческого процесса крайне важны при развитии творческости.
Преподаватель не должен ожидать от обучающихся сенсационных открытий.
Обучая креативности, надо прежде всего научить слушателей переживать свои открытия как открытия творческие, развиват ь в них вкус к т ворчест ву и пот ребност ь в нем.
• поощ рят ь спокойное от нош ение к неопределенност и и непонят ном у.
Творчество обычно сопряжено с большим количеством неопределенного и не( 91

[Back]