Проверяемый текст
Нагель, Ольга Ивановна ; Учебно-творческая деятельность учителя трудового обучения в современной школе (Диссертация 2001)
[стр. 97]

97 элементы будут поощ ряться независимо от согласия или несогласия преподавателя с идеями обучающихся.
Оцениваться должен не столько конечный продукт творчества, сколько новые идеи, в основе которых
г' лежит собственный образ мыслей обучающихся, способность идти w дальш е увиденного или прочитанного.
П реподаватель должен донести до слушателей
тот ф акт, что творческость, которую он пытается в них развить, касается прежде всего их личностей, а не изучаемой предметной области.
В учебно-творческом процессе слушатели долж ны делать субъективные откры тия, т.е.
откры вать для себя уже известное, а не опасаться, что это уже бы ло кем-то сделано.
Н апротив, субъективное "изобретение велосипеда" и сопровождаю щ ее его переживание творческого процесса крайне важ ны при развитии творческости.
П реподаватель не должен ож идать от обучаю щ ихся сенсационных открытий.
Обучая креативности, надо прежде всего научить слушателей переживать свои открытия как откры тия творческие, развиват ь в них вкус к т ворчест ву и пот ребност ь в н ем .
*
поощ рят ь спокойное от нош ение к неопределенност и и непонят ном у.
Творчество обычно сопряжено с больш им количеством неопределенного и непонятного.

Творческое мышление требует много времени, т.к.
процесс развития творческой идеи фрагментарен.
Зачастую процесс творчества эмоционально достаточно неприятен (его сопровождаю т так
называемые "муки творчества").
Если у творящ его не хватает времени или способности "перетерпеть" период неопределенности, то возникающ ие идеи обы чно преждевременны и неоптимальны.
Преподаватель должен воспитать у своих слушателей понимание того, что для творчества характерен период своеобразного тупика, когда "идеи не сходятся в одну точку".
Д ля того, чтобы выйти из этой ситуации, творящ ий должен иметь выдержку и достаточно времени.
С ю да же можно отнести вы работку умения не сдаваться и способности верить в свои силы.

97
[стр. 92]

чтобы не повторить подобной ошибки.
Анализ ошибок, неудач в процессе творчества формирует умение видеть новые ракурсы проблемы.
Преподаватель в данном случае осуществляет косвенное управление процессом обучения, выступает его "дирижером".
На наш взгляд» для развития способности находить противоречия, усматривать проблему важно также создат ь т акую ат м осф еру обучения, когда обучающиеся могут свободно (мысль раскована) задавать возникающие по ходу объяснения в контексте нового материала вопросы, делать комментарии, оспаривать излагаемое.
Э го активизирует мыслительную деятельность всей группы, i хотя и представляет определенную трудность для преподавателя.
• поощ рят ь у вознаграж дат ь т ворческие идеи и результ ат ы т ворческой деят ельност и.
Преподаватель, давая задание слушателям, ждет от них проявления знания основ предмета, демонстрации аналитической способности (способности оценивать) и хорошей техники выполнения работы.
Вместе с тем, обучающимся необходимо говорить о том, что в их работах должны быть элементы творчества, и что эти элементы будут поощряться независимо от согласия или несогласия преподавателя с идеями обучающихся.
Оцениваться должен не столько конечный продукт творчества, сколько новые идеи, в основе которых
лежит собственный образ мыслей обучающихся, способность идти дальше увиденного или прочитанного.
Преподаватель должен донести до слушателей тот факт, что творческость, которую он пытается в них развить, касается прежде всего их личностей, а не изучаемой предметной области.
В учебно-творческом процессе слушатели должны делать субъективные открытия, т.е.
открывать для себя уже известное, а не опасаться, что это уже было кем-то сделано.
Напротив, субъективное "изобретение велосипеда" и сопровождающее его переживание творческого процесса крайне важны при развитии творческости.
Преподаватель не должен ожидать от обучающихся сенсационных открытий.
Обучая креативности, надо прежде всего научить слушателей переживать свои открытия как открытия творческие, развиват ь в них вкус к т ворчест ву и пот ребност ь в нем.

поощ рят ь спокойное от нош ение к неопределенност и и непонят ном у.
Творчество обычно сопряжено с большим количеством неопределенного и не(
91

[стр.,93]

понятного.
Творческое мышление требует много времени, т.к.
процесс развития творческой идеи фрагментарен.
Зачастую процесс творчества эмоционально достаточно неприятен (его сопровождают так
называемое "муки творчества").
Если у творящего не хватает времени или способности "перетерпеть" период неопределенности, то возникающие идеи обычно преждевременны и неоптимальны.
Преподаватель должен воспитать у своих слушателей понимание того, что для творчества характерен период своеобразного тупика, когда "идеи не сходятся в одну точку".
Для того, чтобы выйти из этой ситуации, творящий должен иметь выдержку и достаточно времени.
Сюда же можно отнести выработку умения не сдаваться и способности верить в свои силы.

• стимулировать дальнейшее развитие.
Велика опасность остановки творческого процесса, погружения в самодовольство, после значительных творческих достижений, успеха, Преподаватель должен донести до слушателей идею, что творчество не имеет предела.
Начавшись, творческое мышление бесконечно развивается, меняя свои очертания и формы, иначе оно не будет являться творческим мышлением.
Полагаем, что выделение комплекса условий взаимосвязи теории и практики учебно-творческой деятельности в развитии творческого потенциала учителя труда дает нам основание представить взаимосвязь как функциональное образование.
Ученые обозначают функцию (в зависимости от цели и предмета исследования) как операцию, как способность к действию, свойство, задачу.
Применительно к исследованию взаимосвязи теории и практики в развитии творческого потенциала учителя труда мы считаем целесообразным выделить следующие функции: организационную, образовательную, развивающую.
Организационная функция процесса взаимосвязи 1еории и практики выражается в такой организации образовательного процесса, которая включает организацию конструктивного созрудничсства преподавателей и обучающихся при решении учебно-творческих задач, что превращает учебный процесс в учебно-творческий, учебно-исследовательский.
92

[Back]