98 • стимулировать дальнейш еераjeum ue. Велика опасность остановки творческого процесса, погружения в самодовольство, гюсле значительных творческих достижений, успеха. Преподаватель доджей донести до слушателей идею, что творчество не имеет предела. Н ачавшись, творческое мышление бесконечно развивается, меняя свои очертания и формы, иначе оно не будет являться творческим мыш лением. П олагаем, что выделение комплекса условий взаимосвязи теории и практики учебно-творческой деятельности в развитии творческого потенциала студентов туристского вуза дает нам основание представить взаимосвязь как функциональное образование. Ученые обозначаю т функцию (в зависимости от цели и предмета исследования) как операцию , как способность к действию, свойство, задачу. П рименительно к исследованию взаимосвязи теории и практики в развитии творческого потенциала студентов туристского вуза мы считаем целесообразным выделить следующие ô v h k u u u : организационную, образовательную, развивающую. О рганизационная функция процесса взаимосвязи теории и практики выражается в такой организации образовательного процесса, которая вклю чает организацию конструктивного сотрудничества преподавателей и обучающихся при решении учебно-творческих задач, что превращ ает учебный процесс в творческий, исследовательский. О бразоват ельная функция находит свое отражение в процессе учебно-познавательной и практической деятельности студентов тури сткого вуза, когда систематизируются знания основ Д П И и вы рабаты ваются на их основе умения, навыки, приобретается опы т творческой деятельности. Сущность развиваю щ ей функции взаимосвязи теории и практики в развитии творческого потенциала студентов туристского вуза мы видим в развитии эстетической познавательной потребности, в прохождении пути Познания от копирующей до репродуктивно98 |
понятного. Творческое мышление требует много времени, т.к. процесс развития творческой идеи фрагментарен. Зачастую процесс творчества эмоционально достаточно неприятен (его сопровождают так называемое "муки творчества"). Если у творящего не хватает времени или способности "перетерпеть" период неопределенности, то возникающие идеи обычно преждевременны и неоптимальны. Преподаватель должен воспитать у своих слушателей понимание того, что для творчества характерен период своеобразного тупика, когда "идеи не сходятся в одну точку". Для того, чтобы выйти из этой ситуации, творящий должен иметь выдержку и достаточно времени. Сюда же можно отнести выработку умения не сдаваться и способности верить в свои силы. • стимулировать дальнейшее развитие. Велика опасность остановки творческого процесса, погружения в самодовольство, после значительных творческих достижений, успеха, Преподаватель должен донести до слушателей идею, что творчество не имеет предела. Начавшись, творческое мышление бесконечно развивается, меняя свои очертания и формы, иначе оно не будет являться творческим мышлением. Полагаем, что выделение комплекса условий взаимосвязи теории и практики учебно-творческой деятельности в развитии творческого потенциала учителя труда дает нам основание представить взаимосвязь как функциональное образование. Ученые обозначают функцию (в зависимости от цели и предмета исследования) как операцию, как способность к действию, свойство, задачу. Применительно к исследованию взаимосвязи теории и практики в развитии творческого потенциала учителя труда мы считаем целесообразным выделить следующие функции: организационную, образовательную, развивающую. Организационная функция процесса взаимосвязи 1еории и практики выражается в такой организации образовательного процесса, которая включает организацию конструктивного созрудничсства преподавателей и обучающихся при решении учебно-творческих задач, что превращает учебный процесс в учебно-творческий, учебно-исследовательский. 92 О бразоват ельная функция находит свое отражение в процессе учебяопознавательной и практической деятельности учителей труда, когда систематизируются знания основ ДПИ и вырабатываются на ихоснове умения, навыки, приобретается опыт творческой деятельности. Сущность развиваю щ ей функции взаимосвязи теории и практики в развитии творческого потенциала учителя труда мы видим в развитии эстетической познавательной потребности, в прохождении пути познания от копирующей до репродуктивно-творческой, затем к конструктивно-творческой самостоятельности с ориентацией на самореализацию. Совокупность компонентов учебно-творческой деятельности мотивационного, содержательного, операционного (А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн и др.) позволяет создать условия для максимально эффективного развития творческого потенциала учителя труда. В процессе осуществления м от ивационного компонента у учителя труда формируется отношение к художественнснгворческой деятельности, направленность на творчество, выражающееся в эстетической потребности. В ходе содерж ат ельного компонента учебно-творческого процесса происходит усвоение обучающимися системы знаний основ декоративноприкладного искусства, приобретения умений, навыков, опыта творческой деятельности. Содержательный компонент обеспечен соответствующей программой учебного курса, учебно-методическими и дидактическими пособиями, средствами наглядности. О перационны й компонент отвечает за формирование действий, адекватных их содержанию, овладение способами деятельности, приемами, процедурами, механизмами учебно-творческой деятельности. Операционный компонент включает в себя формы активного обучения, метбды, средства на уровне творческого применения знаний и способов деятельности. В целостном педагогическом процессе все его составляющие находятся в движении и взаимодействии, подчиняясь при этом общим закономерностям, проходя определенные этапы. 93 |