113 «Ассоциации». Цель: узнать загаданную профессию по ассоциативным признакам. Прежде, чем познакомить учащихся со стандартной классификацией профессий (Е.А. Климов), проводилась игра «Придумай классификацию», цель которой вычленить возможные основания для распределения профессий по каким-нибудь признакам. После теоретического ознакомления школьников с «формулой профессии» (Е.А. Климов), где выделяются цели, предмет, орудия и условия труда, знания учащихся углублялись и закреплялись также в профориентационных играх. Например, широко использовались следующие игры. «Составь формулу профессии». Цель: по загаданной профессии составить формулу и доказать ее правильность. «Угадай профессию». Цель: по заданной формуле угадать одну или несколько профессий. В этом же блоке игр мы использовали игры-викторины по типу КВН. Для активизации самопознания школьников использовались игры, позволяющие оценить себя и узнать мнение товарищей о своих качествах. «Подбери профессию». Цель: проанализировать индивидуальные качества учащегося и подобрать ему соответствующую профессию «Чья профессия?» Цель: выбрать из группы человека, которому наиболее соответствует по качествам характера названная педагогом профессия. «Проверь себя». Цель: определить свою точку зрения по самохарактеристике учащегося (индивидуальные качества и предполагаемая профессия). «Зеркало». Цель: получить информацию о своих индивидуальных особенностях, которые важны для выбираемой профессии и др. Описанные выше игры проводились в микрогруппах по 5-6 человек, затем подводился общий вывод. Профориентационные игры строились нами по принципу «от простого к сложному», поэтому следующими были ролевые игры, моделирующие |
120 «Возроди профессию». Цель: максимально отразить положительные стороны малопривлекательных профессий (например, дворник, уборщица и др.). «Придумай профессию». Цель: придумать несуществующую профессию с условием, чтобы она была полезна людям," разработать требования к работнику и способы подбора кандидатов для этой профессии. «Круг профессий». Цель: исследовать конкретное изделие, назвать круг профессий или специальностей, представители которых были задействованы в его изготовлении. «Ассоциации». Цель: узнать загаданную профессию по ассоциативным признакам. Прежде, чем познакомить учащихся со стандартной классификацией профессий (Е.А. Климов), проводилась игра «Придумай классификацию», цель которой вычленить возможные основания для распределения профессий по каким-нибудь признакам. После теоретического ознакомления старшеклассников с «формулой профессии» (Е.А. Климов), где выделяются цели, предмет, орудия и условия труда, знания учащихся углублялись и закреплялись также в профориентационных играх. Например, широко использовались следующие игры. «Составь формулу профессии». Цель: по загаданной профессии составить формулу и доказать ее правильность. «Угадай профессию». Цель: по заданной формуле угадать одну или несколько профессий. В этом же блоке игр мы использовали игры-викторины по типу КВН. Для активизации самопознания старшеклассников использовались игры, позволяющие оценить себя и узнать мнение товарищей о своих качествах. 121 «Подбери профессию». Цель: проанализировать индивидуальные качества учащегося и подобрать ему соответствующую профессию. «Чья профессия?» Цель: выбрать из группы человека, которому наиболее соответствует по качествам характера названная педагогом профессия. «Проверь себя». Цель: определить свою точку зрения по самохарактеристике учащегося (индивидуальные качества и предполагаемая профессия). «Зеркало». Цель: получить информацию о своих индивидуальных особенностях, которые важны для выбираемой профессии. Описанные выше игры проводились в микрогруппах по 5-6 человек, затем подводился общий вывод. Профориентационные игры строились нами по принципу «от простого к сложному», поэтому следующими были ролевые игры, моделирующие процесс выбора профессии («Семейный совет» и «Профконсультация»). Учащиеся должны были войти в роль родителя, товарища, профконсультанта или другого взрослого и в процессе беседы помочь оптанту решить проблему выбора профессии. Наиболее сложными были игры, моделирующие индивидуальный процесс выбора профессии, построение личного жизненного и профессионального плана. Вводной игрой этого блока была «Пятилетние перерывы», когда каждый старшеклассник пытался описать свою жизнь в 20, 25, 30 и т.д. лет. После этого проводился тренинг «Развитие временной профессиональной перспективы», разработанный на основе тренинга «Развитие временной перспективы и способности к целеполаганию» (автор Н. Толстых). Цель данного тренинга помочь юношам и девушкам наметить свои жизненные планы, прояснить временную перспективу будущего, продвинуться в своем жизненном развитии, |