Проверяемый текст
Информационные технологии управления: Учеб. пособие для вузов /Под ред. проф. Г.А. Титоренко. —2-еизд., доп. —М.: ЮНИТИ-ДАНА,2003.
[стр. 63]

теория полезности; теория статистических решений.
Подсчет результатов с помощью уравнений выполняется во многих случаях.
Все они привязаны к конкретной области применения и поэтому систематизировать их достаточно сложно.
Можно лишь отметить, что существуют области, где эти методы применяются успешно, но существуют и такие, где с их помощью не удается достичь желаемого результата.
Теория игр используется в условиях конфликтных ситуаций.
Схема игры позволяет получить формулу подсчета результатов для каждого варианта.
Формализация процесса игры и есть формализация процесса подсчета результатов.
Предметом теории полезности служит представление в действительных числах относительных предпочтений отдельного лица при выборе варианта из некоторого их множества.
Она позволяет сравнивать полезности альтернативных решений при условии учета в каждом варианте вклада существенных факторов.
В процессе оценки используется функция плотности вероятности, описывающая
правдоподобность каждого варианта.
С помощью функции плотности создается функция полезности, которая и служит основным средством для вычисления ожидаемой полезности каждого варианта.
Теория статистических
решений используется для формирования вариантов довольно часто.
С ее помощью создаются выражения, применяющие различные распределения
изучаемою случайною процесса.
Генерирование вариантов решений на основе баз знаний, которые могут быть представлены в форме семантических сетей, деревьев целей или деревьев вывода, получила
широкое распространение и результате применения экспертных систем.
Наиболее популярными являются правила И-ИЛИ, синтезируемые в деревья.
Правила снабжаются информацией, указывающей на степень доверия как к самому правилу, так и условиям его реализации.
С помощью правил И-ИЛИ воспроизводятся процессы принятия решений в
об63
[стр. 54]

3.
Критерий максимума среднего выигрыша используется тогда, когда известны вероятности возникновения той или иной ситуации.
Если предпочтения измеряются в шкале отношений, то средний выигрыш при каждом варианте рассчитывается так: Y' = extremum (Л/, =J^PjC,j), J где М, — математическое ожидание выигрыша в случае принятия /-го решения; Pj — вероятность появления у-й ситуации; Cij — оценка /-го решения при У-й ситуации.
В На втором этапе формирования решений происходит поиск различных вариантов — альтернатив.
Варианты могут отыскиваться в различных формах и шкалах измерений (действия, состояния, маршруты, стоимости и т.д.).
Варианты, как правило, задаются либо перечислением, если таковых не очень много, либо описанием их свойств.
Генерация вариантов решений в большинстве случаев выполняется либо с помощью различного рода аналитических моделей, либо с помощью баз знаний экспертных систем.
Существует множество аналитических моделей, используемых для подсчета результатов принятия того или иного варианта.
Наиболее распространенными являются: • численные методы решения уравнений или их систем; • теория игр; • теория полезности; • теория статистических решений.
Подсчет результатов с помощью уравнений выполняется во многих случаях.
Все они привязаны к конкретной области применения и поэтому систематизировать их достаточно сложно.
Можно лишь отметить, что существуют области, где эти методы применяются успешно, но существуют и такие, где с их помощью не удается достичь желаемого результата.
Теория игр используется в условиях конфликтных ситуаций.
Схема игры позволяет получить формулу подсчета результатов для каждого варианта.
Формализация процесса игры и есть формализация процесса подсчета результатов.
Предметом теории полезности служит представление в действительных числах относительных предпочтений отдельного лица при выборе варианта из некоторого их множества.
Она позволяет сравнивать полезности альтернативных решений при условии учета в каждом варианте вклада существенных факторов.
В процессе оценки используется функция плотности вероятности, описывающая
прав54

[стр.,55]

доподобность каждого варианта.
С помощью функции плотности создается функция полезности, которая и служит основным средством для вычисления ожидаемой полезности каждого варианта.
Теория статистических
рещений используется для формирования вариантов довольно часто.
С ее помощью создаются выражения, применяющие различные распределения
изучаемого случайного процесса.
Генерирование вариантов решений на основе баз знаний, которые могут быть представлены в форме семантических сетей, деревьев целей или деревьев вывода, получила
щирокое распространение в результате применения экспертных систем.
Наиболее популярными являются правила И-ИЛИ, синтезируемые в деревья.
Правила снабжаются информацией, указывающей на степень доверия как к самому правилу, так и условиям его реализации.
С помощью правил И-ИЛИ воспроизводятся процессы принятия решений в
областях, где исходная информация характеризуется противоречивостью, обрывочностью, приблизительностью.
Каким образом они используются для генерации вариантов решений, будет рассмотрено в п.
5.5.
О На третьем этапе согласно сформулированному на втором этапе критерию выбора происходят сопоставление, оценка и выбор решения.
Все методы оценки вариантов можно разделить на две группы: • методы, используемые в условиях определенности; • методы, используемые в условиях риска.
Простейшим методом оценки, используемым в условиях определенности, является оценка с помощью таблицы «Стоимостьэффективность».
Критерием выбора в данном случае выступает максимальный доход на единицу издержек.
Метод требует расчета общих издержек и общих доходов по каждому из вариантов.
В табл.2.1 приведен пример использования метода «Стоимость—эффективность» для оценки вариантов капиталовложений.
Таблица 2.1.
^Стоимость—эффективность» Варианты решений В\ h Въ В, Общие издержки 100 400 300 50 Общие доходы 170 620 380 160 Отношение доходов к издержкам 1,7 1,55 1,27 3,2 Ранг варианта 2 3 4 1 Вычисленное отношение доходов к издержкам показало, что вариант В^ имеет наибольшую величину (3,2), поэтому ему присваивается первый ранг, варианту Bi присваивается второй ранг и т.д.
Очевидно, согласно критерию, который требует выбора варианта с мак55

[Back]