Проверяемый текст
Кораблин Константин Климентьевич. Пенитенциарная система России (Диссертация 2001)
[стр. 149]

149 ссыльнопоселенцев.
Им предоставили место недалеко от поста Дуэ.
Но четверо из них даже не приступали к сельскохозяйственным работам и пошли работать в угольные копи, а другие четверо приступили к работам только в 1864 г.
Через несколько лет и они забросили сельское хозяйство и ушли на рудник, а потом и вообще покинули остров64.
Ввиду оттока ссыльнопоселенцев с Сахалина в 1880 г.
последовало правительственное распоряжение запретить выезд с острова отбывшим срок наказания ссыльнокаторжным, обязать их
строить дома и заняться сельским хозяйством.
Запрет на выезд возымел свое действие.

С 1882 г.
было окончательно решено организовать на Сахалине отбывание каторги с целью колонизации острова, вследствие чего началось ускоренное образование поселений.
С 1883 по 1897 гг.
рост поселений по трехлетиям представлялся в следующем виде: первое трехлетие 13 поселений; второе трехлетие 18 поселений; третье трехлетие 23 поселения; четвертое трехлетие 35 поселений; пятое трехлетие 24 поселения.
В 1898 г.
было образовано всего 3 поселения и на этом колонизация острова заканчивалась6^.
Так, в конце 70-х начале 80-х годов XIX в.
на Сахалине были основаны селения Малое Тымово, Рыковское, Дербинское (Тымовское), село Владимировка и военный пост Александровский, ставший центром сахалинской каторги (вместо поста Дуэ), а рядом с ним поселок Корсаковка.
В конце 80-х
начале 90-х годов были основаны поселения: в 1889 г.
Вальзе, Воскресенское, Усково; в 1890 г.
Малые Лонгари, Таулан; в 1891 г.
Верхний Поронай, Далдаган, Славо, Хамдаса-1; в 1892 г.
Онор, Хамдаса-2 и др.
Таким образом, за 15 лет (с 1879 по 1894 гг.) на Сахалине возникло 79
новый поселений66.
В общей сложности с 1879 г.
на колонизационные цели государство потратило свыше 20 млн.
рублей67.
В 1892 г.
в Петербурге заседала комиссия с целью выработки мероприятий для более прочного заселения острова отбывшими сроки наказания преступниками.
Комиссия констатировала, что среди населения острова не замечалось склонности оставаться на нем на постоянное место жительства, так
[стр. 151]

151 ’tправа воспользоваться не только предназначенной ему частью денег, но и всем заработком, (ст.
366).
По окончании срока каторжных работ в отряде исправляющихся осужденные переводились в разряд ссыльнопоселенцев.
Они получали право жить в селениях острова с обязательным ведением домашнего хозяйства, а затем, через несколько лет, переводились в разряд крестьян из ссыльных.
Крестьяне из ссыльных имели право навсегда остаться на Сахалине или, рассчитавшись с кредитом, который брали у государства для «домообзаводства», покинуть остров и поселиться на материковой части Дальнего Востока или Восточной Сибири, а затем на основании полученного разрешения могли выехать в европейскую часть России, но без права проживания в столичных и губернских городах.
Однако те, кто попадал в разряд крестьян из ссыльных, ввиду неблагоприятных климатических условий Сахалина, не способствующих занятию сельским хозяйством, и тяжести производимых работ, не желали далее оставаться жить на острове.
Получив право на выезд, они стремились как можно быстрее навсегда покинуть ненавистное место.
«Боже сохрани, говорили бывшие ссыльнокаторжные, оставаться жить на Сахалине; живого в гроб кладите не хочу.
Только дай Бог вырваться.
Даже если бы мою хатенку посыпали золотом, то и тогда бы не пожелал остаться: золото проживается, а место, где мне и моему потомству жить, не проживается...»1.
Ввиду оттока ссыльнопоселенцев с Сахалина в 1880 г.
последовало правительственное распоряжение запретить выезд с острова отбывшим срок наказания ссыльнокаторжным, обязать их
построить дома и заняться сельским хозяйством.
Запрет на выезд возымел свое действие,
и число поселений стало быстро расти.
В конце 70-х начале 80-х годов XIX в.
на Сахалине были основаны селения Малое Тымово, Рыковское, Дербинское (Тымовское), село Владимировка и военный пост Александровский, ставший центром Сахалинской каторги (вместо поста Дуэ), а рядом с ним поселок Корсаковка.
В конце 80-х
1 ДрильД.А.
Указ.
соч.
С.
68.


[стр.,152]

начале 90-х годов были основаны поселения: в 1889 г.
Вальзе, Воскресенское, Усково; в 1890 г.
Малые Лонгари, Таулан; в 1891 г.
Верхний Поронай, Далдаган, Славо, Хамдаса-1; в 1892 г.
Онор, Хамдаса-2 и др.
Таким образом, за 15 лет (с 1879 по 1894 г.) на Сахалине возникло 79
новых поселений1.
Администрация острова прилагала все усилия к тому, чтобы привлечь к земледельческому труду всех освобождаемых на поселение каторжан.
Им предоставлялась возможность селиться в одном из округов острова и обзаводиться хозяйством.
С этой целью производился активный поиск новых земельных участков.
Приказ начальника острова Сахалин генерал-майора В.О.
Кононовича от 31 октября 1888 г.
гласил: «...
признаю необходимым ныне же озаботиться приисканием годных мест под поселения во всех округах, дабы не оставлять ссыльных, выходящих на поселение без участков, а тот час же, по увольнении, помещать их на таковые и тем давать им возможность заниматься устройством своего хозяйства, а не оставаться праздными...
Предлагаю окружным начальникам вверенного мне острова немедленно организовать партии благонадежных ссыльнокаторжных под надзором вполне расторопных, более опытных в этом деле и грамотных надзирателей или даже чиновников и таковые отправлять к отысканию мест, годных под поселения, назначая эти партии ежегодно...»1 2.
Кроме того, В.О.
Кононович, который был известен своими либеральными взглядами на организацию пенитенциарной системы в России, с личного разрешения Приамурского генерал-губернатора, принял беспрецедентное решение о досрочном освобождении некоторых категорий ссыльнокаторжных, доказавших свое исправление «трудолюбивым и добрым поведением», для дальнейшего их поселения на Сахалине.
Условия досрочного освобождения от наказания подробно оговаривались в приказе начальника острова от 3 ноября 1 История Сахалинской области: Учебное пособие по краеведению / Под ред.
Н.И.
Колесникова и В.Л.
Полякова.
Южно-Сахалинск, 1981.
С.
52; Миролюбов И.П.
Указ.
соч.
С.
192.
2РГИЛДВ.
Ф.
I.
On.
1.Д.
1114.
Л.
7.

[Back]