Проверяемый текст
Кораблин Константин Климентьевич. Пенитенциарная система России (Диссертация 2001)
[стр. 153]

153 овощных культур, развивалось животноводство, строились новые поселения и т.п.
Однако, несмотря на
ряд мер, которые предпринимались царским правительством и администрацией острова, направленных на развитие земледелия на Сахалине, более чем 20-летний опыт существования каторги в итоге показал, что продуктивное землепашество на острове мало возможно.
Неблагоприятные климатические условия, низкая плодородность почвы, скудный урожай (у населения острова систематически ощущалась нехватка хлеба); ограниченность площади земли, пригодной для обработки, трудоемкость раскорчевки и распашки новых участков, огромные материальные
затраты; наличие в среде ссыльнопоселенцев значительного числа (около 50%) лиц, непривычных и неприспособленных к земледельческому труду (городские жители, ремесленники и др.) и, наконец, принудительный характер самого труда ссыльнопоселенцев и крестьян из ссыльных, являлись главными причинами несостоятельности Сахалина, как сельскохозяйственной штрафной колонии77.
Помимо, а часто и вместо сельскохозяйственного производства, ссыльнопоселенцы занимались промыслами, дающими заработок.
Это охота и рыболовство.
На Сахалине охотились на соболя, лисицу, медведя, оленя, выдру, росомаху, рысь и волка.
Некоторые даже наживали состояние на торговле мехами.
Основная добыча рыболовов на Сахалине кета, которая ежегодно в определенное время появлялась в реках и давала ссыльнопоселенцам дополнительный заработок.
Так же ссыльнопоселенцы занимались добычей морской капусты на продажу.
Как отмечал А.П.
Чехов, «...на этом промысле в период с 1 марта по 1 августа поселенец зарабатывал от 150 до 200 руб.»'8.
Со дня своего существования как места ссылки, Сахалин был местом каторги, в основном для осужденных за уголовные преступления.
Для ссылки политических заключенных была создана Карийская политическая каторжная тюрьма, которая существовала с 1873 по 1890 гг.
Однако с 80-х годов XIX в.
Сахалин начинает использоваться как место ссылки политических противников царского правительства.
Инициатором
[стр. 155]

155 зяйств, т.
е.
около 57%, остальные нуждались в помощи семенами, причем из числа нуждавшихся 411 хозяйств вовсе не имели собственных семян.
В Тымовском округе, несмотря на более богатую почву и благоприятные климатические условия, процент нуждавшихся в семенном фонде был еще выше, однако количество совсем не участвовавших в севе хозяйств было значительно меньше всего 26.
В Корсаковском округе, где ссыльнопоселенческих хозяйств было больше, чем в других округах, из 1 936 хозяйств производили посев 1 870, а не участвовали в посевных работах около 7% хозяйств.
Посевы зернового хлеба в Корсаковском округе, как наиболее благоприятном для земледелия, с каждым годом увеличивались, возрастали также посадки картофеля и овощей.
Хорошую урожайность давали овес, пшеница, ячмень и озимая рожь.
На каждого ссыльнопоселенца приходилось: в Александровском округе: хлеба 9 3/4 пуд., картофеля 39 пуд.; в Тымовском округе: хлеба 24 пуд., картофеля 32 пуд.; в Корсаковском округе: хлеба 17 '/2 пуд., картофеля 36 пуд.; в среднем по Сахалину: хлеба 17 ‘/2 пуд., картофеля 35 '/2 пуд.1.
Таким образом, в период существования на Сахалине штрафной колонии наблюдалось увеличение посевных площадей, повышалась урожайность зерновых и овощных культур, развивалось животноводство, строились новые поселения и т.
п.
Однако, несмотря на
все меры, которые предпринимало царское правительство и администрация острова по развитию земледелия на Сахалине, более чем двадцати летний опыт существования каторги в итоге показал, что продуктивное землепашество на острове было мало возможно.
Неблагоприятные климатические условия, низкая плодородность почвы, скудный урожай (у населения острова систематически ощущалась нехватка хлеба); ограниченность площади земли, пригодной для обработки, трудоемкость раскорчевки и распашки новых участков; огромные материальные
затра1 Отчет по Главному тюремному управлению за 1895 г.
СПб., 1897.
С.
190-191.


[стр.,156]

156 ты; наличие в среде ссыльнопоселенцев значительного числа (около 50%) лиц, непривычных и неприспособленных к земледельческому труду (городские жители, ремесленники и др.) и, наконец, принудительный характер самого труда ссыльнопоселенцев и крестьян из ссыльных, являлись главными причинами несостоятельности Сахалина, как сельскохозяйственной штрафной колонии1.
История Сахалинской каторги завершилась с поражением России в войне с Японией (1904-1905 гг.).
В результате отторжения Японией южного Сахалина царское правительство вынуждено было прекратить дальнейшее хозяйственное освоение острова, закрыть каторжные тюрьмы, а ссыльнокаторжных вывезти на материк и разместить по сибирским тюрьмам.
В годы русско-японской войны ссыльнокаторжные принимали активное участие в военных действиях на Сахалине.
Многие из них записывались в «вольные дружины», героически защищавшие остров.
11 июля 1905 г.
японцами был занят пост Александровский, а 20 июля в селении Оноры Тымовского округа русская армия сдалась японцам.
После окончания войны добровольцам «вольных дружин» был предоставлен ряд льгот: 1) ссыльнопоселенцам и крестьянам из ссыльных разрешалось избрать любое место жительства в пределах Российской империи, но с запрещением в течение 5 лет проживать в столичных городах и губерниях; 2) перевозка семей ссыльнопоселенцев и крестьян из ссыльных к новому мету проВсеподданнейший отчет Приамурского генерал-губернатора С.М.
Духовского за 1893, 1894 и 1895 гг.
СПб., 1896.
С.
128.
2 По трактату, заключенному между Россией и Японией 26 января 1855 г., северная часть Сахалина была признана принадлежащей России, а южная Японии.
С этого момента Сахалин находился в совместном владении двух государств.
В 1875 г.
в Петербурге был подписан новый трактат, по которому Россия уступила Японии северные Курилы в обмен на ее официальный отказ от притязаний на Сахалин.
По Симодскому договору 1885 г.
подданным Японии было дано право селиться на острове вместе с русскими.
Однако попытки японского правительства организовать широкомасштабную колонизацию Сахалина не состоялись.
^ С началом военных действий против России в 1904 г.
и с оккупацией в 1905 г.
всего Сахалина Япония нарушила договоры 1855 и 1875 гг.
Итогом русско-японской войны 1904-1905 гг.
стал Портсмутский (США) мирный договор от 23 августа 1905 г., по которому Япония заняла Южный Сахалин и Курильские острова.
Северная часть Сахалина (а это около 2/э острова) по-прежнему оставалась за Россией.

[Back]