Проверяемый текст
Кораблин Константин Климентьевич. Пенитенциарная система России (Диссертация 2001)
[стр. 61]

61 действительно военная тюрьма на 200 арестантов была учреждена в России в 1875 г.
в г.Варшаве.
В 1876 г.
были завершены работы по устройству такой же тюрьмы в Санкт Петербурге, а 5 июня 1881 г.
была открыта Московская
военная тюрьма во вновь построенном здании в Лефортово, рассчитанная первоначально на 200 мест для одиночного заключения.
В целях реализации военно-пенитенциарной реформы в составе Генерального штаба был образован Военно-тюремный комитет военного ведомства,
а в системе военного министерства инспекции и комиссии, осуществлявшие постоянный надзор за военно-пенитенциарными учреждениями, исполнявшие поручения по пересмотру приговоров, изменению режима, рассмотрению прошений и т.п.17 Обновление русского общества, связанное с происходившими во второй половине XIX в.
преобразованиями, вызвало неподдельный интерес и потребность в разработке вопросов в сфере просвещения и воспитания «нравственно испорченных детей» (несовершеннолетних, совершивших правонарушения), а также активное общественное движение в этой области.
Характерной чертой этого процесса являлось
стремление общества к непосредственному участию в устройстве специальных заведений для несовершеннолетних правонарушителей, организации их деятельности.
Причем общество в этом вопросе шло впереди, ему целиком принадлежала инициатива по организации исправительных учреждений для несовершеннолетних.
В свою очередь государство поддерживало эту инициативу различными способами.

Закон об исправительных приютах для несовершеннолетних появился в 1866 г.
По этому закону приюты являлись богоугодными общеполезными заведениями, основной целью которых было нравственное исправление несовершеннолетних, отдаваемых в эти заведения на перевоспитание на основании судебных приговоров.
Их учреждение допускалось как правительством, так и земствами, церковью, общественными организациями, частными лицами, но под юрисдикцией Министерства внутренних дел.

Ко времени реформирования в 1877 г.
система управления пенитенциарными
[стр. 48]

48 * следующих указов (от 30 ноября и 1 декабря 1837 г.) число арестантских рот возросло до 55.
Согласно первоначальному закону, в роты поступали: «а) разного рода преступники, назначаемые в крепостные работы на срок или бессрочно; б) нижние чины по приговорам для исправления поведения в крепостные работы на срок; в) бродяги и преступники гражданского ведомства по назначениям губернских присутственных мест».
Арестанты делились на разряды: 1) военно-срочные воинские чины, осужденные на различные сроки заключения; 2) бродяги гражданские лица, осужденные за бродяжничество и неимение видов (паспортов); 3) всегдашние гражданские преступники и солдаты, лишенные воинского звания и приговоренные к бессрочным крепостным работам.
Гражданские лица, осужденные на определенные сроки заключения, причислялись к военно-срочным.
Во избежание побегов арестантов, состоявших во всегдашних, всех без исключения заковывали в кандалы.
Срочные военные и гражданские, а также бродяги освобождались от оков, но в случае побега арестанта из какого-либо разряда всех, состоявших в нем, тотчас заковывали в кандалы, потому как «они за других должны ответствовать»1.
Начавшаяся эпоха либеральных реформ Александра II не могла не отразиться на дальнейшем развитии военно-пенитенциарной системы.
Высочайшим повелением, объявленным в приказе по военному ведомству № 120 от 1863 г., в армии были отменены телесные наказания, а солдаты, приговоренные к одиночному заключению на срок от 1 до 6 месяцев, должны были отбывать наказание в особых военных тюрьмах.
Первая действительно военная тюрьма на 200 арестантов была учреждена в России в 1875 г.
в г.
Варшаве.
В 1876 г.
были завершены работы по устройству такой же тюрьмы в Санкт-Петербурге, а 5 июня 1881 г.
была открыта Мос'
Никитин В.Н Быт военных арестантов в крепостях.
СПб., 1873.
С.
5-8.


[стр.,49]

49 * ковская военная тюрьма во вновь построенном здании в Лефортово, рассчитанная первоначально на 200 мест для одиночного заключения.
В целях реализации военно-пенитенциарной реформы в составе Генерального штаба был образован Военно-тюремный комитет военного ведомств, а в системе военного министерства инспекции и комиссии, осуществлявшие постоянный надзор за военно-пенитенциарными учреждениями, исполнявшие поручения по пересмотру приговоров, изменению режима, рассмотрению прошений и т.
п.

Подобная работа велась и вышестоящими руководителями, включая Императора, который лично инспектировал войска и тюрьмы, пересматривал множество приговоров, разрешал прошения осужденных1.
Обновление русского общества, связанное с происходившими в
стране во второй половине XIX в.
преобразованиями, вызвало неподдельный интерес и потребность в разработке вопросов в сфере просвещения и воспитания «нравственно испорченных детей» (несовершеннолетних, совершивших правонарушения), а также активное общественное движение в этой области.
Характерной чертой этого процесса являлось
и стремление общества к непосредственному участию в устройстве специальных заведений для несовершеннолетних правонарушителей, организации их деятельности.
Причем общество в этом вопросе шло впереди, ему целиком принадлежала инициатива по организации исправительных учреждений для несовершеннолетних.
В свою очередь государство поддерживало эту инициативу различными способами.

До судебной реформы 1864 г.
российское законодательство не предусматривало по отношению к малолетним преступникам применение такой меры наказания, как направление в исправительные учреждения.
Принятый 20 ноября 1864 г.
Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями, впервые определил (ст.
6 гл.
I), что «в местах, где будут учреждены исправительные приюты, несовершеннолетние в возрасте от 10 до 17 лет, взамен заключения в тюрьме, могут быть обращаемы в эти приюты на срок, определяемый Мировым 1 Толкаченко А..
Толкаченко А.
Указ.
соч.
С.
95-96.


[стр.,50]

50 «к судьей, но с тем, чтобы не оставлять их там по достижении восемнадцатилетнего возраста...»1.
Однако сам закон о таких приютах появился несколько позже 5 декабря 1866 г.
Исправительные приюты по этому закону являлись богоугодными и общеполезными заведениями, основной целью которых было нравственное исправление несовершеннолетних, отдаваемых в эти заведения на перевоспитание на основании судебных приговоров.
Их учреждение допускалось как правительством, так и земствами, церковью, общественными организациями, частными лицами, но под юрисдикцией Министерства внутренних дел.

Частные приюты могли быть учреждаемы не иначе как с официального разрешения министра внутренних дел, который (после согласования с министл ром юстиции) утверждал Положение для каждого такого приюта .
Повсеместное открытие исправительных приютов пришлось на 70-90-е годы XIX в.
В большинстве случаев в роли их учредителей выступали местные общества земледельческих колоний (в сельской местности) и ремесленных при-ютов (в городах).
Кое-где они именовались «Обществами исправительных приютов» либо «Обществами земледельческих колоний для малолетних преступников».
Первыми такими обществами были: Санкт-Петербургское (его устав был учрежден 15 января 1870 г.), Варшавское (20 февраля 1871 г.), Харьковское (18 декабря 1871 г.), Казанское (23 января 1873 г.), Киевское (основано в 1873 г., но его устав был принят 17 июля 1874 г.), Нижегородское (28 апреля 1875 г.).
Симбирское (1876 г.).
Вологодское (1878 г.) и ряд других (Кременчугское, Рыбинское, Ярославское, Саратовское).
В 80-х годах XIX в.
было образовано 7 обществ Симферопольское, Сумское, Одесское, Тульское, Владимирское, Костромское и Волынское и наконец, с 1890 по 1895 г.
открылись еще 17 обществ Полтавское, Екатеринославское.
Вятское, Лифляндское, Могилевское, Кавказское, Тверское, Смолен1 2 1 Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями // СЗ.
Т.
XIV.
СПб., 1914.
С.
8.
2 ПСЗ 2.
Т.
XLI.
№ 43949.
С.
352.

[Back]