Проверяемый текст
Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. — М.: Смысл, 2001. — 365 с.
[стр. 22]

дожидаясь.
Нет повеления есть добрая воля.
Нет догм есть проблемы.
Нет благоразумия есть жар души, энтузиазм.
Сдерживающим началом здесь отвращение к грязи, моральный эстетизм.
Бывает, здесь временами ненавидят, но никогда не презирают.
Терпимость тут не половинчатость убеждений, а уважение к человеческой мысли, радость, что свободная мысль парит на разных уровнях и в разных направлениях сталкиваясь, снижая полет и вздымая наполняет собой просторы.
Отважный сам, ты жадно ловишь отзвуки чужих молотов и с любопытством ждешь завтрашнего дня, его новых восторгов, недоумений, знаний, заблуждений, борьбы, сомнений, утверждений и отрицаний»
[97,28].
Примером формирования идейной среды могут служить различные творческие группы, такие как музыкальный ансамбль, конструкторское бюро, команда КВН.
Важнейшее условие формирования именно идейной среды отсутствие в творческой группе авторитарного лидера, который навязывает другим свою точку зрения, игнорируя или жестко критикуя мнения других.
Как только появляется такой человек или кто-то из членов группы начинает выказывать нетерпимость к позициям своих соратников, идейная среда перестает существовать, трансформируясь в какой-либо другой тип среды.
В идейной среде формируется личность, которая характеризуется активностью освоения и преобразования окружающего мира, высокой самооценкой, открытостью и свободой своих суждений и поступков.
Среда безмятежного потребления;
«Душевный покой, беззаботность, чувствительность, приветливость, доброта, трезвости сколько надо, самосознание, какое добывается без труда.
Нет упорства ни в желании сохранить, продержаться, ни в стремлении достичь, найти.
Ребенок живет в атмосфере внутреннего благополучия и ленивой, консервативной привычки, снисходительности к современным течениям, среди привлекательной простоты.
Здесь он может быть всем, чем он хочет: сам из книжек, бесед, встреч и жизненных впечатлений ткет себе основу мировоззрения, сам
22
[стр. 16]

Глава I.
Типология и моделирование 17 Идейная среда Идейная среда: «Сила ее не в твердости духа, а в полете, порыве, движении.
Здесь не работаешь, а радостно вершишь.
Творишь сам, не дожидаясь.
Нет повеления — есть добрая воля.
Нет догм — есть проблемы.
Нет благоразумия — есть жар души, энтузиазм.
Сдерживающим началом здесь — отвращение к грязи, моральный эстетизм.
Бывает, здесь временами ненавидят, но никогда не презирают.
Терпимость тут не половинчатость убеждений, а уважение к человеческой мысли, радость, что свободная мысль парит на разных уровнях и в разных направлениях — сталкиваясь, снижая полет и вздымая — наполняет собой просторы.
Отважный сам, ты жадно ловишь отзвуки чужих молотов и с любопытством ждешь завтрашнего дня, его новых восторгов, недоумений, знаний, заблуждений, борьбы, сомнений, утверждений и отрицаний»
(с.
28).
Идейная среда формируется, например, в различных творческих группах, особенно на стадии их первоначального становления и развития.
Это может быть и музыкальный ансамбль, и конструкторское бюро, и команда КВН.
Важнейшее условие формирования именно идейной среды — отсутствие в творческой группе авторитарного лидера, который навязывает другим свою точку зрения, игнорируя или жестко критикуя мнения других.
Как только появляется такой человек или кто-то из членов группы начинает выказывать нетерпимость к позициям своих соратников, идейная среда перестает существовать, трансформируясь в какой-либо другой тип среды.

Как поется в одной из песен известного исполнителя Александра Галича: «Бойтесь, люди, того, кто придет и скажет: Я знаю, как надо!» Идейная среда — самая хрупкая и неустойчивая, о чем свидетельствуют, в частности, нередкие распады различных творческих коллективов, так успешно начинавших свою деятельность.


[стр.,17]

18 Часть I.
Моделирование образовательной среды В идейной среде формируется личность, которая характеризуется активностью освоения и преобразования окружающего мира, высокой самооценкой, открытостью и свободой своих суждений и поступков.
Среда безмятежного потребления
Среда безмятежного потребления: «Душевный покой, беззаботность, чувствительность, приветливость, доброта, трезвости сколько надо, самосознание, какое добывается без труда.
Нет упорства ни в желании сохранить, продержаться, ни в стремлении достичь, найти.
Ребенок живет в атмосфере внутреннего благополучия и ленивой, консервативной привычки, снисходительности к современным течениям, среди привлекательной простоты.
Здесь он может быть всем, чем он хочет: сам — из книжек, бесед, встреч и жизненных впечатлений — ткет себе основу мировоззрения, сам
выбирает путь» (с.
28).
Корчак подчеркивает, что в среде безмятежного потребления работа никогда не служит какой-либо идее, не рассматривается как место в жизни, не является самоцелью, а лишь средством для обеспечения себе удобств, желательных условий.
В качестве характерного примера среды безмятежного потребления может служить образ жизни значительной части провинциального русского дворянства XIX века, каким он описан классиками русской литературы: «обломовщина», «маниловщина» и т.п.
Интересно отметить, что при обсуждении проблемы образовательной среды на семинарских занятиях студенты часто приводят мир студенческого общежития как «очевидный» пример типичной среды безмятежного потребления.
По мнению Корчака, в подобной воспитывающей среде формируется личность, которая, в принципе, всегда довольна тем что у нее есть.
Основной чертой такой личности можно считать жизненную пассивность, неспособность к напря

[Back]