Проверяемый текст
Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. — М.: Смысл, 2001. — 365 с.
[стр. 24]

Основные черты личности, формирующейся в такой среде, фальшь и лицемерие «искусная игра» и «точно пригнанная маска», стремление к карьере за счет хитрости, подкупа, высоких связей и т.п.
Таким образом, согласно типологии Корчака, догматическая среда способствует формированию зависимого и пассивного ребенка; идейная свободного и активного;
безмятежного потребления свободного, однако пассивного; карьерная среда активного, но зависимого.
В книге П.Ф.
Лесгафта «Семейное воспитание ребенка и его значение» были представлены главные типы детей, которые приходится наблюдать при появлении их в школе и по возможности выяснена связь, существующая между наблюдаемыми типичными проявлениями и условиями, при которых дети развиваются в семье» [108, 4].
Лесгафт проанализировал связь определенного типа личностного развития с соответствующим типом педагогической среды.
Автор выделил шесть «школьных типов»: «лицемерный», «честолюбивый», «добродушный», «забитый мягкий», «забитый злостный», «угнетенный», а также рассматривал в качестве педагогически желательного «нормальный тип (представляемый в идеале)».
Лицемерный тип характеризуется тем, что ребенок этого типа «повторяет то, что видит, всегда старается более легким способом достигнуть личных выгод и избегнуть деятельности более трудной, то есть связанной с трудом и усердием.
Он легко усваивает только то, что сильнее на него влияет, и в особенности все внешние проявления окружающих.
Лица этого типа отличаются, следовательно, непосредственно-подражательным (или имитационно-реальными) действиями.
Способ их деятельности всегда бывает практически-опытный; они стараются хитростью и лаской обойти все затруднения, не особенно огорчаясь и неудачей.
Отношение к истине только внешнее, заучены одни общие правила и шаблоны»
[108, Р6].
Лесгафт отмечает также, что детям этого типа свойственно подхалимство и заискивание перед педагогами, доносительство.
В то же время по отношению к детям более низкого происхождения они бывают грубы, хвастливы.
Такие
24
[стр. 18]

Глава I.
Типология и моделирование 18 жению и борьбе.
Встречаясь с трудностями и препятствиями, такой человек предпочитает самоустраниться от их разрешения, продолжая скрываться в своем иллюзорном мире, как улитка скрывается в своей раковине.
Среда внешнего лоска и карьеры Наконец, среда внешнего лоска и карьеры: «Опять выступает упорство, но оно вызвано к жизни холодным расчетом, а не духовными потребностями.
Ибо нет здесь места для полноты содержания, есть одна лукавая форма — искусная эксплуатация чужих ценностей, приукрашивание зияющей пустоты.
Лозунги, на которых можно заработать.
Этикет, которому надо покоряться.
Не достоинства, а ловкая самореклама.
Жизнь не как труд и отдых, а вынюхивание и обхаживание.
Ненасытное тщеславие, хищность, недовольство, высокомерие и раболепие, зависть, злоба, злорадство.
Здесь детей не любят и не воспитывают, здесь их только оценивают, теряют на них или зарабатывают, покупают и продают» (с.
29).
При чтении данных строк книги Корчака в качестве примера вспоминаются картины из жизни столичного дворянского салона Анны Павловны, богато представленные в «Войне и мире» Л.Н.Толстого.
Слушатели наших семинаров часто отождествляют данный тип среды с жизнью «новых русских», однако мы не беремся судить, действительно ли справедливо их мнение или же отражает соответствующий социальный стереотип.
Основные черты личности, формирующейся в такой среДе, — фальшь и лицемерие — «искусная игра» и «точно пригнанная маска», стремление к карьере за счет хитрости, подкупа, высоких связей и т.п.
Таким образом, согласно типологии Корчака, догматическая среда способствует формированию зависимого и пассивного ребенка; идейная — свободного и активного;


[стр.,19]

2fl Часть I.
Моделирование образовательной среды безмятежного потребления — свободного, однако, пассивного, карьерная среда— активного, но зависимого.
«Школьные типы» Петра Францевича Лесгафта На фоне господствующего в отечественной педагогике конца XIX века мнения о «врожденных дурных наклонностях неисправимо испорченных детей» Лесгафтом была написана книга «Семейное воспитание ребенка и его значение», где были «представлены главные типы детей, которые приходится наблюдать при появлении их в школе и по возможности выяснена связь, существующая между наблюдаемыми типичными проявлениями и условиями, при которых дети развиваются в семье» (1991, с.
4).
Именно анализ Лесгафтом связи определенного типа личностного развития с соответствующим типом педагогической среды представляет особенный интерес в контексте рассматриваемой нами проблемы.
Лесгафтом было выделено шесть «школьных типов»: «лицемерный», «честолюбивый», «добродушный», «забитый-мягкий», «забитый-злостный», «угнетенный», а также рассматривался в качестве педагогически желательного «нормальный тип (представляемый в идеале)».
Из подробных и обстоятельных описаний, характеристик каждого «школьного типа», представленных автором, приведем здесь только небольшие, наиболее емкие, на наш взгляд, фрагменты, отражающие сущность данных типов и, кроме того, невольно побуждающие к их сопоставлению с теми или иными типами «воспитывающей среды» Януша Корчака.
Лицемерный ТИП «Ребенок лицемерного типа повторяет то, что видит, всегда старается более легким способом достигнуть личных выгод и избегнуть деятельности более трудной, то есть свя

[стр.,20]

Глава I.
Типология и моделирование 21 занной с трудом и усердием.
Он легко усваивает только то, что сильнее на него влияет, и в особенности все внешние проявления окружающих.
Лица этого типа отличаются, следовательно, непосредственно-подражательными (или имитационно-реальными) действиями.
Способ их деятельности всегда бывает практически-опытный; они стараются хитростью и лаской обойти все затруднения, не особенно огорчаясь и неудачей.
Отношение к истине только внешнее, заучены одни общие правила и шаблоны»
(с.
96).
Лесгафт отмечает также, что детям этого типа свойственно подхалимство и заискивание перед педагогами, доносительство.
В то же время, по отношению к детям более низкого происхождения они бывают грубы, хвастливы.
Такие
школьники склонны к мелкому воровству, симулированию болезни и т.д.
Практически всегда они нелюбимы товарищами и одиноки.
Анализируя свои наблюдения за средой, которая способствует формированию подобной личности, Лесгафт приходит к выводу, что «развитию такого типа более всего способствуют: ложь и лицемерие со стороны старших, окружающих ребенка, чисто практическое направление домашней жизни, постоянный мелкий расчет и стремление к легкой наживе, отсутствие всякой заботы о детях, оставленных на собственном их попечении или на произвол судьбы; всякая ложь и лицемерие, требуемые от детей, а также соблюдение различных внешних обрядов, значение которых не объяснено ребенку или даже не доступно его пониманию; отсутствие условий, возбуждающих внимание ребенка и вызывающих его на размышление, или даже старание окружающих устранить такие рассуждения; удовлетворение тех желаний ребенка, исполнения которых он стремится достичь лаской, смиренным видом и выпрашиванием; участие ребенка во всевозможных расчетах и развлечениях взрослых» (с.
14).
Лесгафт определяет лицемерный тип как тип с «деятельно-повышенными проявлениями», то есть с высокой степе

[Back]