Проверяемый текст
Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. — М.: Смысл, 2001. — 365 с.
[стр. 38]

сформировался человек, который, став взрослым, «не будет уже нуждаться в ином руководителе, кроме самого себя» [165, 211].
Руссо вообще полагал, что даже при самом тщательном воспитании учитель приказывает и воображает, что управляет; в действительности же управляет ребенок.
Характерно, что личность педагога подбирается таким образом, чтобы максимально избежать авторитарного давления на воспитанника.
В педагогической системе Руссо воспитание
носит исключительно индивидуальный характер.
Он призывает воспитателя тщательно заниматься развитием «особых дарований каждого ребенка: нужно с ними хорошо ознакомиться, чтобы знать, какой нравственный режим пригоден для них.
Каждый ум имеет свой собственный склад, сообразно с которым и следует управлять им; для успешности принимаемых забот важно, чтобы им управляли таким-то путем, а не иным»
[165,233].
Следует отметить, что наказания в системе Руссо
носят скорее эпизодический характер, а вовсе не служат фоном, на котором протекает весь образовательный процесс.
Педагогика Руссо в целом направлена на развитие инициативности ребенка, которому придается принципиальное значение: «Подготовляйте исподволь царство свободы и умение пользоваться своими силами, предоставляя его телу привычки естественные, давая ему возможность быть всегда господином самого себя и во всем поступать по своей воле, как только будет иметь ее»
[165, 217].
В педагогике Руссо акцент переносится скорее на практическую сторону воспитания человека, нежели на творческую.
Руссо полагал, что наиболее полезными занятиями для ребенка являются земледелие и столярное ремесло, а книги он считал величайшим злом для его развития: до двенадцати лет ребенка не следует учить чтению.

Руссо уделяет достаточно места в своем труде проблеме развития мышления ребенка, однако он говорит о необходимости развития «самостоятельного мышления», «критического мышления» и «практического мышления», не уделяя внимания мышлению творческому.
38
[стр. 68]

Глава II.
Моделирование образовательной среды б это можно было, чтобы он мог стать товарищем своего воспитанника и привлечь к себе доверие, разделяя с ним забавы его Между детством и зрелым возрастом слишком мало общего для того, чтобы могла когда-нибудь при такой разнице в летах образоваться очень прочная привязанность» (с.
212).
В педагогической системе Руссо воспитание,
безусловно, носит индивидуальный характер.
Руссо является сторонником такого воспитания, понимая его именно в том смысле, как характеризует его Карл Густав Юнг: «Индивидуальное воспитание.
Здесь все коллективные нормативы, правила и методы должны отступить на задний план ради главной цели — развития человеческой индивидуальности в противоположность задаче коллективного воспитания, которое нивелирует и унифицирует индивида» {Юнг, 1995, с.
168).
Руссо призывает воспитателя тщательно заниматься развитием «особых дарований каждого ребенка: нужно с ними хорошо ознакомиться, чтобы знать, какой нравственный режим пригоден для них.
Каждый ум имеет свой собственный склад, сообразно с которым и следует управлять им; для успешности принимаемых забот важно, чтобы им управляли таким-то путем, а не иным»
(с.
233).
Идеальная образовательная среда для Руссо — это деревня, где на лоне природы, в изоляции от общества с его пороками, воспитатель и воспитанник живут вдвоем до достижения последним пятнадцатилетнего возраста: «Строй с ранних пор ограду вокруг души твоего дитяти» (с.
202).
Руссо выделяет «два противоречащие друг другу вида воспитания: одно — общественное и общее, другое — частное и домашнее», являясь категорическим сторонником второго.
«Я не вижу общественного воспитания в тех смешных заведениях, которые зовут коллежами...
Я не принимаю в расчет также светского воспитания, потому что это воспитание, стремясь к двум противоречивым целям, не достигает ни одной из них: оно способно производить лишь людей двуличных, показывающих всегда вид, что они все

[стр.,70]

Г ава II.
Моделирование образовательной среды "Л комнате: пусть на него ночь и день дует ветер — не бойтесь, что он получит насморк: лучше ему быть с насморком, чем сумасбродом.
Никогда не жалуйтесь на неудобства, которые он вам причиняет, но постарайтесь, чтобы он первый почувствовал их.
Наконец, вы велите вставить новые стекла, все-таки не говоря ему ни слова.
Он снова разбивает.
Теперь перемените метод: скажите ему сухо, но без гнева: "Окна принадлежат мне, они застеклены на мой счет; я хочу, чтобы они были целы".
Затем заприте его в темноту, в комнату без окон.
При этом столь необычайном вашем поступке он начинает кричать, бушевать; никто его не слушает.
Скоро он утомляется и переменяет тон; он жалуется и рыдает.
Является слуга, упрямец просит его выпустить.
Слуге нечего и искать предлога к отказу — он просто отвечает: "У меня тоже есть окна; я тоже хочу, чтобы они были целы" — и уходит.
Наконец, когда ребенок пробудет там несколько часов, настолько долго, чтобы заскучать и потом помнить об этом, кто-нибудь внушает ему мысль предложить вам соглашение, чтобы вы возвратили ему свободу, если он обяжется не бить стекол.
Лучшего и не надо» (с.
237).
Запереть ребенка на несколько часов в темной комнате, безусловно, серьезное наказание; причем, наказание изощренное, поскольку здесь привлечены еще и слуга, и «некто», внушающий ребенку правильную мысль.
Следует отметить, что наказания в системе Руссо
скорее носят эпизодический характер, а вовсе не служат фоном, на котором протекает весь образовательный процесс.
Педагогика Руссо в целом направлена на развитие инициативности ребенка, которому придается принципиальное значение: «Подготовляйте исподволь царство свободы и умение пользоваться своими силами, предоставляя его телу привычки естественные, давая ему возможность быть всегда господином самого себя и во всем поступать по своей воле, как только будет иметь ее»
(с.
217).


[стр.,71]

/2 Часть I.
Моделирование образовательной среды Руссо подчеркивает, к проявлению инициативы ребенком нужно относиться с пониманием и терпением, так как для его развития совершенно необходима разнообразная бурная деятельность: «...
в сердце же ребенка она бьет ключом и распространяется наружу; ребенок — можно сказать ---чувствует в себе столько жизни, что может оживлять и все окружающее.
Создает ли он или портит — все равно: ему лишь бы изменять состояние вещей, а всякое изменение 3 есть действие.
Если у него как будто больше склонности к : разрушению, то это не от злости: это оттого, что действие \ созидающее всегда бывает медленным, а действие разру■ шающее, как более стремительное, больше подходит к егр ■* живости» (с.
220).
Для Руссо самостоятельность и инициативность -**Ч важнейшие качества личности, позволяющие человеку 1 стать независимым от других людей, что им всячески приг '\ ветствовалось: «Только тот исполняет свою волю, кто для $ исполнения ее не нуждается в чужих руках вдобавок к своим; отсюда следует, что первая из всех благ не власть, ; а свобода» (с.
225).
.iv В педагогике Руссо акцент делается скорее на практическую сторону воспитания человека, нежели на творческую.
Руссо полагал, что наиболее полезными занятиями для ребенка являются земледелие и столярное ремесло, а книги он считал величайшим злом для его развития: до двенадцати лет ребенка не следует учить чтению.

«Из знаний, которые нам под силу, одни ложны, другие бесполезны, третьи служат пищей для высокомерия того, кто ими обладает.
Только те немногие знания, которые действительно содействуют нашему благосостоянию, и достойны поисков за ними умного человека, а следовательно, и ребенка, которого хотят сделать таковым.
Надлежит знать не то, что есть, но только то, что полезно» (с.
252—253).
Единственной книгой, достойной внимания и, более того* тщательного изучения, Руссо считал «Робинзона Крузо»

[Back]