Важнейшее место в педагогической системе Корчака занимало развитие творческих способностей ребенка. Детское творчество связывалось Корчаком (как и Локком) не только с искусством или конструированием, но прежде всего с таким естественным ежедневным занятием ребенка, как игра: «...я дам важное правило: «Не надо стыдиться играть. Детских игр нет» [97, 203]. Творческая образовательная среда, спроектированная Корчаком, соответствует нормальному (идеальному) школьному типу Лесгафта. В.А. Левин пишет о том, что теоретические и практические проблемы проектирования творческой образовательной среды разрабатывались в русле гуманистической педагогики, возникшей на рубеже 60-х годов XX столетия в США. Целью образовательного процесса здесь провозглашается развитие самоактуапизирующейся личности, стремящейся к максимальной реализации своих возможностей, открытой для восприятия нового опыта, способной на ответственный выбор в различных жизненных ситуациях. Образовательная среда, проектируемая в рамках гуманистической педагогики, должна обеспечивать комплекс условий и возможностей для осознания и реализации каждым ребенком своих личностных потребностей и интересов. Ребенку предоставляется право на ошибки, его творческий поиск стимулируется не системой поощрений и наказаний в виде оценок, а заинтересованностью учителя в его успехах, дружеской эмоциональной поддержкой. «Развитие свободы и активности ребенка в творческой образовательной среде суть гуманистической педагогики» [218, 105-106]. 48 |
102 Часть I. Моделирование образовательной среды учебных, и Руссо, считавшего книги «наибольшим злом» для ребенка, Корчак предоставлял детям полную инициативу в выборе книг для чтения. «Взрослые считают одни книги полезными, другие — вредными, те — умными, эти — глупыми. Я позволяю читать всякие книжки, не хочу, чтобы читали украдкой... И пусть ищет, и пусть ошибается и заблуждается, пока не нападет на общество доступных ему хороших книжек» (с. 215). Точно также Корчак (в отличии от Макаренко) предоставлял воспитанникам полную инициативу в использовании заработанных денег, пусть даже не рациональном: главное для Корчака, чтобы проявляя инициативу и самостоятельность, совершая ошибки, ребенок набирался жизненного опыта, способствующего развитию его личности. Развитие творческих способностей ребенка также занимало важное место в педагогической системе Корчака. Детское творчество связывалось Корчаком (как и Локком) не только с искусством или конструированием, но прежде всего с таким естественным ежедневным занятием ребенка как игра: «...я дам важное правило: "Не надо стыдиться играть. Детских игр нет". Зря взрослые говорят, а зазнайки за ними повторяют: "Такой большой, а играет, как маленький. Такая большая, а играет еще в куклы". Важно не то, во что играть, а как и что при этом думать и чувствовать. Можно умно играть в куклы и глупо подетски играть в шахматы. Можно интересно и с большой фантазией играть в пожар или в поезд, в охоту или индейцев и бессмысленно читать книжки... Для игры нужен хороший товарищ и вдохновение, а значит, свобода» (с. 203). Таким образом, анализ образовательной среды, спроектированной Корчаком, по оси «активность — пассивность» четко показывает ориентацию моделирующего вектора в сто Глава Моделирование образовательной среды 1}у Одно из наиболее известных имен в этом ряду — это имя итальянского педагога Марии Монтессори. Ее образовательная система, разработанная для дошкольного и младшего школьного возраста, как и система Корчака, предусматривала уважение к личности ребенка, не допускала никакого насилия над ним, ориентировалась на индивидуальное самовоспитание и самообучение — создавала комплекс возможностей для развития свободы и активности воспитанников. Символом педагогики Монтессори может служить обращение ребенка к учителю: «Помоги мне это сделать самому». Цели «упражнений в практической жизни», разработанных Монтессори, можно обобщить следующим образом: — направляют стремление детей действовать в разум ном русле; — координируют, совершенствуют и гармонизируют по ведение в целом; — способствуют независимости ребенка от взрослых, его самостоятельности и тем самым укрепляют чувство соб ственного достоинства и самоценности; — развивают чувство ответственности перед окружаю щими. Одновременно формируют внутренний духовный строй, дополнительно к этому возникает ощущение специ фики поведения в обществе с той или иной культурой» (1992, с 4—8). Теоретические и практические проблемы проектирования творческой образовательной среды разрабатываются также в русле гуманистической педагогики, возникшей на рубеже 60-х годов в США. Целью образовательного процесса здесь провозглашается развитие самоактуализирующейся личности, стремящейся к максимальной реализации своих возможностей, открытой для восприятия нового опыта, способной на ответственный выбор в различных жизненных ситуациях. Образовательная среда, проектируемая в рамках гумаистической педагогики, должна обеспечивать комплекс 106 Часть I. Моделирование образовательной среды условий и возможностей для осознания и реализации каждым ребенком своих личностных потребностей и интересов. Ребенку предоставляется право на ошибки, его творческий поиск стимулируется не системой поощрений и наказаний в виде оценок, а заинтересованностью учителя в его успехах, дружеской эмоциональной поддержкой. Развитие свободы и активности ребенка в творческой образовательной среде — суть гуманистической педагогики. Проведенный с помощью методики векторного моделирования образовательных сред и стор и копедагогический анализ (рис. 12) позволяет констатировать, что целям развивающего образования в наибольшей степени соответствует образовательная среда творческого типа, обеспечивающая комплекс возможностей для развития личностной свободы и активности учащихся. |