Проверяемый текст
П.В. Забелин. Информационная безопасность Российского государства: социально-политические и социокультурные проблемы. Москва 2001
[стр. 148]

народу.
Обеспечение этой безопасности сегодня важнее, чем
способность защититься от всех других видов оружия, от самых различных угроз.
Обеспечение информационной безопасности в избирательных компаниях задача всех ветвей власти, органов местного самоуправления, всех патриотических политических партий, общественных объединений.
Выполнение этой задачи неотложно.

3.
Для того, чтобы государственная политика России в области использования и развития сетевых средств массовой коммуникации была успешной, в обязательном порядке необходимо учесть не только социальное, экономическое, политическое и культурное своеобразие нашей страны, но и особенности отечественных сетевых средств массовой коммуникации.

Доступ к Интернет имеет, прежде всего, политическая элита, а также профессионалы, нуждающиеся в средстве оперативного поиска, получения и распространения информации.

Сетевые средства массовой коммуникации в России имеют ограниченную базу для дальнейшего распространения.
Речь идет, прежде всего, о недостаточно разветвленной и качественной телефонной сети, а также о сравнительно небольшом компьютерном парке.

4.
В общем итоге перспективы информационной безопасности в сфере использования сетевых коммуникаций и Интернет в значительной степени зависят от продуманной государственной политики в области массовой коммуникации.
Реализация принципов либеральной теории, на практике означающая передачу электронных сетей связи на откуп коммерческим
структурам, не отвечает имеющимся социальнополитическим потребностям российского государства и граждан.
П оэтому государственная концепция развития сетевых коммуникаций и Интернета должна в равной степени учитывать как имеющийся мировой опыт, так и национальные особенности развития и использования российских коммуникационных систем.
Оптимальным представляется
ком148
[стр. 45]

45 возрождения России во имя равноправия и равных возможностей каждого гражданина и каждой семьи.
Сегодня, как никогда, требуется воля и инициатива Президента РФ и депутатов Государственной Думы по совершенствованию правовой базы выборов, по внесению в законодательство дополнений, устраняющих перекосы избирательных компаний, мешающих выборам выполнить свое необходимое назначение.
От выборов до выборов избиратели все больше прозревают.
Их учит быть избирателями, ответственно использовать право избирать, не быть в плену информационных избирательных технологий сама жизнь.
Но не слишком ли дорогую цену приходится платить за столь медленное прозрение, за такие университеты.
Поэтому обеспечение информационной безопасности государства в избирательных компаниях это самый главный вопрос о том, какую власть будет создавать народ, и как эта власть будет служить народу.
Обеспечение этой безопасности сегодня важнее, чем
защититься от всех других видов оружия, от самых различных угроз.
Обеспечение информационной безопасности в избирательных компаниях задача всех ветвей власти, органов местного самоуправления, всех патриотических политических партий, общественных объединений.
Выполнение этой задачи неотложно.

2.3.
Воздействие религиозного фактора на информационную безопасность личности и общества.
Под религиозным фактором следует понимать совокупность потенциальных и реальных возможностей конфессиональных институтов и религии как формы общественного и индивидуального сознания воздействовать на сознание и поведение людей, мотивируя и мировоззренчески определяя смысл, характер и направленность их деятельности.
Если выразиться проще, то религиозный фактор выявляет себя тогда, когда вера в человеке наряду с другими формами осознанного поведения выступает причиной и мотивом его мыслей, чувств, воли и поступков.
Кстати, в сфере практического поведения, оплодотворенного верой, лежит и критерий веры или неверия.
Как и по отношению к истине практика служит оселком проверки человека на предмет отношения его к религии, к вере.
Поскольку религиозный фактор выступает мощным стимулом и мотивом сознания, поведения и деятельности людей, постольку его содержание сопрягается с другими факторами жизнедеятельности личности и во взаимодействии с ними обусловливает линию человеческого поведения.
Специфичность религиозного фактора всегда состояла в том, что он исходит из духовных основ формирования и поведения человека, затрагивает внутренние регуляторы человеческого организма, связанные с нравственностью, совестью, самосознанием личности, чувством собственного достоинства, последствиями оценки и самооценки поведения человека.
В плане социализации религиозный фактор функционирует, следовательно, преимущественно в сфере интериоризации личности, протягивая все явления и процессы через внутренние фильтры человеческого организма.
Отсюда прочность и стабильность последствий такого регулирования, сила и надежность личностных регуляторов сознания, поведения и деятельности.
Влияние религиозного фактора на информационную безопасность общества и личности в смысле методологии можно определить следующими направлениями: во-первых, в плане характера взаимоотношения религии и средств массовой информации и коммуникации; во-вторых, в смысле отношения той или иной религии к проблеме защиты Отечества и обеспечению национальной безопасности страны, в том числе и информационной безопасности; в-третьих, в плане воздействия религии на нравственно-психологические регуляторы сознания и поведения населения и военнослужащих, которые в конечном счете определяют устойчивость, надежность и направленность отношения личности к другим социальным задачам и ценностям, в частности к проблеме информатизации, информационной безопасности.
В независимости от принадлежности людей к той или иной вере или конфессии, само явление информатизации, средства массовой информации и коммуникации играют в современном мире все возрастающую роль.
Церковь с уважением относится к труду журналистов, призванных снабжать широкие слои общества своевременной информацией о происходящем в мире, ориентируя людей в нынешней сложной реальности.
При этом важно помнить, что информирование зрителя, слушателя и читателя должно основываться не только на твердой приверженности правде, но и на заботе о нравственном состоянии личности и общества, что включает в себя раскрытие положительных идеалов, а также борьбу с распространением зла, различных грехов и пороков.
Имея свое специфичное отношение к идеологии, к политике и господствующим политическим режимам, церковь считает недопустимыми явлениями пропаганду

[стр.,56]

56 этом фоне неоправданно низким выглядит имеющийся уровень развития и использования системы Интернет в Российской Федерации.
По некоторым данным, количество зарегистрированных пользователей системы в России на начало 2000 года составляло около 2 миллионов человек, а количество активно использующих эту сеть 1,2 миллиона человек, в то время как в мире количество пользователей сети Интернет уже достигло 100 миллионов человек и продолжает увеличиваться.
Иными словами, практическое использование системы в России для развития «электронной» коммерции, образования и культуры, по существу, только начинается.
Это создает серьезную угрозу навязывания Российской Федерации невыгодных ей условий участия в развитии и использовании системы Интернет, монополизации российского сектора «электронной» экономики компаниями зарубежных государств, ослабления ее защищенности от угроз противоправных деяний в компьютерной сфере.
Основной причиной сложившегося положения является, по мнению автора, неопределенность государственной политики Российской Федерации в области развития системы Интернет на территории нашей страны, а также неопределенность взаимодействия по вопросам развития и использования данной системы с международным сообществом.
В 2000 году Комитетом по информационной политике Государственной Думы был разработан проект федерального закона «О государственной политике Российской Федерации по развитию и использованию сети Интернет», однако содержание его, по мнению самих разработчиков, требует существенной доработки.
Здесь следует отметить, что до недавнего времени государственная политика в области использования и развития сетевых средств массовой коммуникации фактически отсутствовала.
Необходимость ее выработки стала очевидной после серии политических скандалов 1999 года, вызванных публикациями в сетевых средствах массовой коммуникации, и выборов в Государственную Думы РФ, когда Интернет активно и весьма эффективно использовался политическими технологами.
При формировании государственной политики, видимо, необходимо учитывать, что закономерности развития компьютерных сетей и Интернета носят универсальный характер.
Иными словами, Интернет в России вынужден будет пройти те же этапы развития, что и Интернет в целом, хотя его институционализация в США, Канаде, некоторых других странах Западной Европы и Азии завершилась раньше, чем в России.
Для того, чтобы государственная политика России в области использования и развития сетевых средств массовой коммуникации была успешной, в обязательном порядке необходимо учесть не только социальное, экономическое, политическое и культурное своеобразие нашей страны, но и особенности отечественных сетевых средств массовой коммуникации.

Во-первых, нужно учесть, что Интернет мало распространен в России по сравнению с экономически развитыми странами Россия принадлежит к числу государств с неравномерным уровнем его утилизации: доступ к Интернет имеет, прежде всего, политическая элита, а также профессионалы, нуждающиеся в средстве оперативного поиска, получения и распространения информации.
Во-вторых, сетевые средства массовой коммуникации в России имеют ограниченную базу для дальнейшего распространения.
Речь идет, прежде всего, о недостаточно разветвленной и качественной телефонной сети, а также о сравнительно небольшом компьютерном парке.

По данным Государственного комитета по статистике Российской Федерации, в 1997 году лишь 49,2% городского и 19,8% сельского населения России имели домашние телефоны (СМ.
Сноску 51).
Согласно оценочным показателям Отдела по изучению аудитории ВГТРК, в 1998 году персональными компьютерами пользовались 10,2% населения России (СМ.
Сноску 52).
В-третьих, Интернет в России развивается неравномерно.
Данная тенденция приводит к формированию достаточно развитых коммуникативных центров, к числу которых следует отнести Москву, Санкт-Петербург и некоторые другие крупные города с пригородами.
Параллельно население других крупных, но отдаленных от Центра городов и регионов фактически не имеет возможности пользоваться Интернетом.
В качестве положительного фактора может быть отмечено интенсивное развитие русскоязычного сектора Интернета (подсистем -----Сноска 51.
См.: Россия в цифрах: Краткий статистический сборник // Госкомстат России.
-М.
1999.
С.
267.
Сноска 52.
Шариков А.В., Давыдов С.Г., Фиалков А.В.
Русскоязычный Интернет и его аудитория.
//Методологические проблемы и практика изучения Интернета.
М.: ВГТРК.
1999.
С.
11.


[стр.,57]

57 ----------Интернета, использующих русский язык).
Благодаря этому явлению, частично компенсирующему предполагаемую вторичность России на глобальном информационном рынке, информационное влияние стран Северной Америки и Европы будет, по всей вероятности, в какой-то степени сглажено.
Данные исследований свидетельствуют о том, что сайты на русском языке пользуются у россиян наибольшей популярностью.
Кроме того, русскоязычное пространство в Интернете расширяется за счет стран Содружества Независимых Государств, в которых сетевые средства массовой коммуникации распространяются с некоторым отставанием от России.
В общем итоге перспективы информационной безопасности в сфере использования сетевых коммуникаций и Интернет в значительной степени зависят от продуманной государственной политики в области массовой коммуникации.
Реализация принципов либеральной теории, на практике означающая передачу электронных сетей связи на откуп коммерческим
структурам, не отвечает имеющимся социально-политическим потребностям российского государства и граждан.
Поэтому государственная концепция развития сетевых коммуникаций и Интернета должна в равной степени учитывать как имеющийся мировой опыт, так и национальные особенности развития и использования российских коммуникационных систем.
Оптимальным представляется
комбинированный подход, сочетающий коммерческий путь развития сетевых средств массовой коммуникации с их контролем и поддержкой со стороны российского государства.
Глава III.
Культурологическая детерминанта информационной безопасности российского государства.
3.1.
Идеологическая компонента информационной безопасности российского государства.
Информационная безопасность проявляет себя не только как один из самостоятельных и самодостаточных видов безопасности, но и как специфический срез других видов безопасности экономической, социальной, политической, военной, духовноидеологической и т.д.
В таком качестве информационная безопасность выступает синтетическим, интегрирующим основанием других видов безопасности, раскрывающим и уточняющим их прогрессивно-цивилизационное содержание.
С другой стороны, информатизация общественной жизни является таким средством социализации, последствием которого выступает определенный уровень информационной культуры жизненно важной ценности общества, государства и личности как объекта национальной безопасности.
Такой усложненный статус информационной безопасности позволяет говорить о такой ее ценности, как идеологичность, о содержании ее идеологического компонента.
Идеологический смысл социальных явлений в настоящее время раскрывает способность и возможность данных явлений отражать в своем развитии интересы межгосударственного, национально-государственного, корпоративно-группового и даже индивидуального уровней отражения смысла и значимости социальной организации.
За идеологией всегда стоит интерес различной иерархии международный, национально-государственный, корпоративно-групповой, индивидуальный.
Профессионально-выраженный идеологический интерес всегда и во все времена представлял собой мощную материальную силу, находящуюся под защитой государства и нацеленную только на победу.
Среди ученых нет единства по поводу понимания сути идеологии и ее социальнополитической значимости.
Преобладают крайние точки зрения, концептуально представленные теориями деидеологизации и реидеологизации.
Считается, что идеология как «нарочитая практически-духовная форма освоения действительности через призму корпоративных интересов себя исчерпала.
Она становится фактом прошлого.
Но вообще без идеологии, без жизненной правды, требующей стойкости, которой ...
надо держаться, за которую надо стоять, висеть на кресте, без такой правды нельзя».
(СМ.
Сноску 53) Общепризнано, что должна быть такая идеология, которая включает и обосновывает понятия наиважнейшего тех фундаментальных ценностей, идеалов существования, которые целеориентируют, регулируют, мотивируют жизнь на уровне высокого.
Плюралистическое направление политологического анализа явлений общественной жизни упорно держится за вариант их деидеологизации, суть которого состоит в отрицании ценностно-духовного освящения явлений и процессов с позиций общегосударственных интересов, навязывании исключительно партийно-группового

[Back]