Проверяемый текст
П.В. Забелин. Информационная безопасность Российского государства: социально-политические и социокультурные проблемы. Москва 2001
[стр. 34]

правовой форме организации публичной власти в обществе в связи с тем, что, во-первых, именно она сегодня более всего подвержена информационно-разрушающему воздействию со стороны самых различных политических субъектов (оппозиционных партий, средств массовой информации и коммуникации), что не только мешает, но порой подрывает фундаментальные основы функционирования государственного аппарата, а, во-вторых, следствием этого воздействия («цепной реакцией») является как дестабилизация функционирования институтов власти, так и расшатывание социально-политической стабильности всего общества.
Кроме того, постановка проблемы информационной безопасности государства в таком ключе дает возможность проецировать
се и на другие субъектно-объектные единицы, а именно личность и общество.
Таким образом, в данной монографии проблема информационной безопасности рассматривается под новым углом зрения: речь пойдет не об информационной безопасности государства Российской Федерации (страны в целом), а об информационной безопасности государства как элемента политической системы, главного инструмента созидательноуправляющей деятельности российского общества.
Что же в этом случае следует понимать под информационной безопасностью российского государства? Используем в наших рассуждениях метод, позволяющий выйти на определение данного понятия
(дефиниции) с помощью умозаключений, основанных на логической взаимосвязи «общего» и «особенного» (единичного).
В качестве «общего» рассмотрим информационную безопасность Российской Федерации как суверенного государства
(страны).
Прежде всего, отметим, что многообразие точек зрения, в том числе официальных, выявляется уже в трактовке самого понятия «информационная безопасность».
Здесь можно выделить два направления: технологическое и социокультурное.
Представители первого направления полагают, что
речь должна идти о технологической стороне совокуп34 Е
[стр. 3]

3 Об авторе.
Доктор экономических наук, автор более 50 печатных трудов, в том числе 7 книг по стратегическому управлению и информационным системам в менеджменте, Председатель Координационного совета по разработке законодательных механизмов в обеспечение положений Концепции национальной безопасности РФ Экспертно-консультативного совета по проблемам национальной безопасности при Председателе Государственной Думы Федерального Собрания РФ, член Экспертно-консультативного совета при Председателе Счетной Палаты РФ, Президент Фонда Поддержки Социальных Инициатив.
Рецензенты: доктор технических наук Ковалевский С.С., доктор юридических наук Коровников А.
В.
Консультанты: доктор философских наук Пирогов А.И., доктор философских наук Шахов А.Н., доктор политических наук Лоза Г.
Г., кандидат исторических наук Грачев Н.Н., кандидат социологических наук Феофанов К.А.
Оглавление.
Глава I.
Методология анализа проблем информационной безопасности государства.
1.1.Новая роль информации в современном мире.
1.2.
Информационная безопасность государства: как ее понимать? 1.3.
Объективные социальные требования и приоритеты информационной безопасности государства.
1.4.
Государственная политика в сфере информационной безопасности российского государства.
Глава II.
Социально-политические проблемы информационной безопасности российского государства.
2.1.
Информированность населения о деятельности органов власти как проблема информационной безопасности.
2.2.
Информационная безопасность личности и общества в избирательных кампаниях.
2.3.
Воздействие религиозного фактора на информационную безопасность личности и общества.
2.4.
Информационная безопасность в сфере использования сетевых средств массовой коммуникации и глобальной сети Интернет.
Глава III.
Культурологическая детерминанта информационной безопасности российского государства.
3.1.
Идеологическая компонента информационной безопасности российского государства.
3.2.
Государственная образовательная политика как фундаментальная основа информационной безопасности российского общества.
3.3.
Средства массовой информации в системе информационной безопасности государства.
3.4.
Роль средств массовой информации в обеспечении информационной безопасности личности, общества и государства.
3.5.
Информационная культура как фактор обеспечения информационной безопасности российского государства.
Заключение.
ПРЕДИСЛОВИЕ.
Сегодня ни у кого не вызывает сомнений тот факт, что несколько десятилетий назад человечество вступило в информационную эпоху, потребовавшую коренного пересмотра основ и подходов во всех сферах государственного управления.
Особое значение в этой связи приобрела проблема обеспечения государственной информационной безопасности, так как информационная сфера охватила практически все области жизнедеятельности общества.
Если сфера технического обеспечения государственной информационной безопасности может рассматриваться как достаточно исследованная, то этого нельзя сказать о проблематике государственной информационной безопасности в социально-политической сфере.
Эта проблема особенно актуальна для нашей страны, относительно недавно вставшей на путь построения демократического общества.
Сегодня можно с полной уверенностью утверждать, что Российское государство столкнулось с рядом требующих незамедлительного решения социально-политических проблем, имеющих информационную подоплеку.
Этот факт уже нашел отражение в концепции информационной безопасности РФ.
Социально-политическая компонента проблемы государственной информационной безопасности, к сожалению, пока еще недостаточно изучена.
Поэтому монография «Информационная безопасность

[стр.,4]

4 российского государства: социально-политические и социокультурные проблемы» является попыткой системного анализа проблемы и выявления основных путей ее решения.
Наше государство сегодня только приступает к разработке и внедрению в законодательной и исполнительной сферах комплексного подхода к обеспечению государственной информационной безопасности.
В этой связи особенно важно, чтобы вырабатываемый подход охватывал весь спектр информационных проблем, а не сводился к рассмотрению лишь их технической составляющей.
В этом контексте монография может быть полезна тем, кто имеет отношение к разработке и внедрению системы государственной информационной безопасности и послужить стимулом для дальнейшей научно-практической проработки проблемы, имеющей исключительно важное общегосударственное значение.
Председатель Счетной Палаты РФ, доктор юридических наук, профессор С.В.
Степашин Глава I.
Методология анализа проблем информационной безопасности государства.
Размышляя о наступившем новом веке, ученые, политики, журналисты чаще всего говорят об информационном обществе, подчеркивая при этом, что речь идет о новой ступени общественного развития, где информационные технологии кардинально меняют характер организации социально-производственных процессов.
Появляется так называемое двадцатичетырехчасовое общество глобальная коммуникация заставляет работать мировую экономику без перерыва.
Меняется, непрерывно возрастая, роль массовой коммуникации и информации.
В связи с этим появляются и новые критерии оценки уровня цивилизационного развития общества', возможности и объем информации, передаваемой с помощью электронной почты, количество персональных компьютеров, мобильных и фиксированных телефонов и специалистов с высшим образованием, пользующихся ими, количество подключений к Интернет...
Иными словами, XXI век в своих поисках ресурсов развития общества устремлен к новым информационно-коммуникативным технологиям, обеспечивающим быстрый и универсальный доступ к информации^ В возникновении и развитии центрального для исследования понятия «информация» можно проследить ее функционально меняющуюся роль на различных этапах исторической эволюции человеческой цивилизации.
1.1.
Новая роль информации в современном мире.
Начнем с примера.
Представим себе ситуацию обсуждения какого-либо важного законопроекта в Государственной Думе с широкими дебатами и отстаиванием своих принципиальных позиций депутатами-представителями различных фракций.
На следующий день средства массовой информации на страницах своих газет и в телевизионных информационных программах сообщают всем об этом законопроекте.
Эти материалы читают и слушают вместе со всем населением и сами депутаты Государственной Думы.
Вопрос: является ли это сообщение для них информацией? А для основной массы населения?...
Смысл вопроса заключается в акцентировании внимания на том, что одни и те же сведения несут в данном случае разную со держательную нагрузку, будучи известными для одних и неизвестными для других.
Можно ли считать, что помещенные в средствах массовой информации материалы для всех являются информацией о состоявшемся в Государственной Думе обсуждении указанного законопроекта? Вероятно, однозначно ответить на этот вопрос нельзя.
И здесь мы подходим к главному что есть информация? Этимологически латинское informatio означает разъяснение, изложение.
Однако трактовалось оно раньше и трактуется сейчас по-разному.
Первоначально оно было вовлечено в научный оборот теорией журналистики, затем начало продуктивно использоваться техническими дисциплинами.
В официальной науке с конца 70-х годов под ней понимался обмен сведениями между людьми, человеком и автоматом, автоматом и автоматом, обмен сигналами в животном и растительном мире, передача признаков от клетки к клетке, от организма к организму (СМ.
Сноску 1).
В неофициальных точках зрения одни полагали, что термин «информация» применим только в социальном мире; другие считали, что она вообще выступает как определенная сторона взаимодействия вещей в мире, оставляющая свой следвоздействие одной системы на другую.
И сегодня разброс мнений по поводу сущности

[стр.,12]

12 русского и других народов есть свои специфические потребности, которые необходимо согласовывать и учитывать во внутренней (особенно национальной) и внешней политике.
Раскрыть всю совокупность проблем информационной безопасности такого государства в рамках небольшой монографии непосильная исследовательская задача.
Но не только этой причиной объясняется авторский замысел.
Речь идет о вполне осознанном акцентировании внимания уважаемого читателя на информационной безопасности российского государства как правовой форме организации публичной власти в обществе в связи с тем, что, во-первых, именно она сегодня более всего подвержена информационно-разрушающему воздействию со стороны самых различных политических субъектов (неконструктивно-оппозиционных партий, средств массовой информации и коммуникации), что не только мешает, но порой подрывает фундаментальные основы функционирования государственного аппарата, а, во-вторых, следствием этого воздействия («цепной реакцией») является как дестабилизация функционирования институтов власти, так и расшатывание социально-политической стабильности всего общества.
Кроме того, постановка проблемы информационной безопасности государства в таком ключе дает возможность проецировать
ее и на другие субъектно-объектные единицы, а именно личность и общество.
Таким образом, в данной монографии проблема информационной безопасности рассматривается под новым углом зрения: речь пойдет не об информационной безопасности государства -Российской Федерации (страны в целом), а об информационной безопасности государства как элемента политической системы, главного инструмента созидательно-управляющей деятельности российского общества.
Что же в этом случае следует понимать под информационной безопасностью российского государства? Используем в наших рассуждениях метод, позволяющий выйти на определение данного понятия
с помощью умозаключений, осно ванных на логической взаимосвязи «общего» и «особенного» (единичного).
В качестве «общего» рассмотрим информационную безопасность Российской Федерации как суверенного государства.

Прежде всего, отметим, что многообразие точек зрения, в том числе официальных, выявляется уже в трактовке самого понятия «информационная безопасность».
Здесь можно выделить два направления: технологическое и социокультурное.
Представители первого направления полагают, что
основной акцент должен быть сделан на технологической стороне проблемы совокупности аппаратных и программных средств, обеспечивающих доступ, конфиденциальность, сохранность информации в современных информационных (компьютерных) сетях.
По их мнению, речь идет о специфическом социотехническом феномене, который в 70-е годы именовался «компьютерной безопасностью», в 80-е годы «безопасностью данных», а сегодня получил название «информационной безопасности».
Собственно «информационной безопасностью» они называют меры по защите информации от неавторизованного доступа, разрушения, модификации, раскрытия и задержек в доступе, в результате чего ее целью становится обеспечение безопасности функционирования информационных систем, а главным объектом защиты сама информация.
Очень близки к этому направлению научные подходы, сводящие информационную безопасность к защищенности информации и поддерживающей инфраструктуры от случайных или преднамеренных воздействий естественного или искусственного характера, выделяя, таким образом, наряду с информацией, второй объект защиты информационную инфраструктуру.
Социокультурный подход в качестве главных объектов информационной безопасности выделяет личность, общество, государство и ориентирован на удовлетворение их информационных потребностей и интересов.
Но представители этого подхода не во всем едины между собой.
Одни из них трактуют информационную безопасность достаточно широко, понимая под ней защищенность потребностей граждан, отдельных групп и социальных слоев, массовых объединений людей и населения в целом в качественной (ценностно значимой) информации, необходимой для обеспечения их жизнедеятельности, образования и функционирования.
При этом раскрывается информационная безопасность через обеспечение интеллектуальной, психологической, культурной, мировоззренческой, духовно-нравственной и других видов безопасности крупномасштабных систем различного государственного и межгосударственного уровней.
Другие полагают, что в этой трактовке неоправданно опущены интересы государства как самостоятельного объекта защиты.

[Back]