• нормализация межгосударственных отношений, прекращение политико-информационной конфронтации; • совершенствование действующих международно-правовых стандартов, определяющих общие правовые рамки развития всех видов информации; • в Европе это создание общей для всего континента информационной сети; перспективным направлением здесь выступают европейские информационные банки данных по социальным наукам, естественным наукам, технологии, культуре. Между тем, как подтверждает анализ современного состояния международного сотрудничества в области информации, международный информационный обмен пока не соответствует этим общим интересам, социальным и политическим реалиям, характеризуется серьезными диспропорциями. Дисбалансы и противоречия в этой сфере в условиях бурного научно-технического прогресса не только не исчезают, но и усиливаются. Они отражают антагонизмы как между отдельными государствами или группами государств, так и между различными компонентами функционирующих информационных структур. Можно отметить хотя бы следующие диспропорции в международном информационном обмене: между развитыми и развивающимися странами; между большими и малыми развитыми странами; между различными развивающимися государствами; между информацией политической и той, которая касается социально-экономической и культурной жизни развивающихся государств; между информацией менее актуальной и той, что имеет весьма важное значение. Национально-государственная идеология реально и зримо выражает веру конкретного народа в свою историческую судьбу, формулирует совершенство, самовозвышение народа, несет жизнеутверждающий смысл, перспективы национального творчества и созидания. Исходя из 55 |
59 Совершенно очевидно наличие сфер общих интересов различных стран в развитии сотрудничества в области информации. Сюда относятся, в частности: • нормализация межгосударственных отношений, прекращение политико-информационной конфронтации; • совершенствование действующих международно-правовых стандартов, определяющих общие правовые рамки развития всех видов информации; • в Европе это создание общей для всего континента информационной сети; перспективным направлением здесь выступают европейские информационные банки данных по социальным наукам, естественным наукам, технологии, культуре. Между тем, как подтверждает анализ современного состояния международного сотрудничества в области информации, международный информационный обмен пока не соответствует этим общим интересам, социальным и политическим реалиям, характеризуется серьезными диспропорциями. Дисбалансы и противоречия в этой сфере в условиях бурного научно-технического прогресса не только не исчезают, но и усиливаются. Они отражают антагонизмы как между отдельными государствами или группами государств, так и между различными компонентами функционирующих информационных структур. Можно отметить хотя бы следующие диспропорции в международном информационном обмене: между развитыми и развивающимися странами; между большими и малыми развитыми странами; между различными развивающимися государствами; между информацией политической и той, которая касается социальноэкономической и культурной жизни развивающихся государств; между информацией менее актуальной и той, что имеет весьма важное значение. Так называемая военно-гуманитарная миссия США и НАТО в Югославии показала, насколько важен информационный фактор в оценке той или иной региональной ситуации и принятии военно-политических решений. Информационная «ошибка», связанная с сознательным и расчетливым завышением в десять раз потерь албанского населения в Косово, привела к военному вмешательству блока НАТО в разрешение проблемы, носящей в целом внутригосударственный характер. Сегодняшние тупики затяжного ближневосточного конфликта также в значительной степени связаны с искажением и фальсификацией информации, ее заинтересованным характером использования. Будет уместно заметить, что современная межгосударственная идеология, основанная на лидирующей роли США в международных отношениях, предполагает вполне определенные «правила» использования информации, далекие от принципов объективности и истинности. Целесообразно подчеркнуть, что происходящие сегодня в Восточной Европе общественно-политические и социально-экономические преобразования в условиях технического и технологического прогресса увеличили значение информации как безусловно интегрирующего фактора. Серьезная, адекватная информация может позитивно воздействовать не только на внутреннюю эволюцию восточноевропейских сообществ, но и на взаимоотношения обеих частей континента. В наше время предельной мобилизации разума и здравого смысла, когда утрачивают силу формулы доядерного локального мышления, и среди них технологическая самоуверенность, закрытость, вседозволенность, человечество не может не реализовать свой жизнеутверждающий вселенский интернациональный шанс, дабы избавить мысль от кошмара «самое страшное будущее». И здесь в соответствии с установками конкретности, всесторонности, объективности охвата событий новая аксиология ориентирует на переход от биполярной системы мира к многополярной. Поддержание максимально прочного режима добрососедства и доверия обусловливает деидеологизацию международных отношений, исключение из дипломатии самодовлеющего параметра идейных разногласий. Преодоление раскола мира немыслимо без снятия извечного антагонизма между Западным и Восточным блоками, уже не носящими военно-политический характер. Поэтому в качестве первого шага для приближения этого должен возобладать фактор терпимости, обеспечивающий иную мыслительную культуру на базе идейного плюрализма, отражающего многообразие интересов современных народов и государств. Стимулируемый новой политической философией, идейный плюрализм не анархическая стихия, не произвольная игра мысли тельных сил, это механизм разработки и воплощения оптимальных решений, отражающий исторически сложившуюся дифференцированность мирового сообщества, наличие разных целей, интересов. Уважение к оппоненту, отказ от идеологической чванливости, монополии на истину, стремление понять инакомыслящего, умение говорить на его языке и уважать его интересы, здоровое сомнение в собственной непогрешимости, готовность к корректировке отстаиваемой линии в конечном счете и 60 формирует то, что отличает подход современного политика. Ибо быть политиком и не быть готовым к положительному самоизменению невозможно. Указанные и некоторые другие требования образуют в совокупности познавательный потенциал вселенской идеологии, который оказывает реальное воздействие не только на формирование новой политической философии, но и на решение текущих политических проблем. Воздействие это осуществляется как ценностная ориентация творческого процесса в политике. Идеология не поставщик верных ответов на все случаи жизни, а некая руководящая схема выработки адекватной и притом вполне конкретной позиции. Идеология есть высокая практически-значимая культура, функционирующая как обобщение истории познания мира и раскрывающая общие закономерности, тенденции перехода от исходных состояний и фаз в развитии к последующим. В условиях современности имеет место информационная острота в особенности тех идеологических положений, которые позволяют зафиксировать суть динамического характера нашей эпохи, характер цивилизационного выбора различных народов, определить основные движущие силы мирового развития и в итоге дать соответствующую панораму и перспективу истолкования происходящих процессов через призму высоких жизнеутверждающих идеалов гуманизма и человечности. Национально-государственная идеология реально и зримо выражает веру конкретного народа в свою историческую судьбу, формулирует совершенство, самовозвышение народа, несет жизнеутверждающий смысл, перспективы национального творчества и созидания. Исходя из того, что сила и свежесть нации зависят от состояния национально-государственной идеологии, что без мобилизующей идеологии нет нации, трезво и непредвзято оценим положение дел с идеологией в России и состояние идеологического компонента информационной безопасности российского государства. В России ныне сложился особый тип общественно-политической реальности. Говоря прямо, это динамическая остросоциальная ситуация, поражающая драматизмом и непредсказуемостью хода процессов. Современность, вполне возможно, подвела нас к рубежу, где вслед за Достоевским можно сказать: все начинают осматриваться, рыться кругом себя, разбираться, анализировать друг друга и самих себя. Привыкшие к черно-белому восприятию событий и явлений, люди ищут правду способом обвинений друг друга, поиском виноватых, определением «стрелочников». Иных средств и приемов российский народ не ведал и пока не знает. Но Россия материально и духовно созидающаяся держава. Как во все и всякие времена, и теперь в ней, используя мысль Герцена, нет ничего оконченного, окаменелого: все здесь находится в состоянии раствора, приготовления, всюду чувствуется известь, слышны пила и топор. Ни Россия, ни российский народ потому не кончились. Они начинаются, они в будущем. В текущем порядке необходима ставка на смысложизненные основания, ценностные образования, позволяющие решать принципиальную проблему ментальной, а также деятельностной идентичности, тем самым трансформируя разрозненное население в сплоченный народ с развитыми признаками национально-государственной организованности. Внедрение во все сферы жизни теории деидеологизации чревато полным и непоправимым распадом, к несчастью, уже наблюдающимся. Классическая идеология коммунизма канула в Лету. В менталитете зияющая пустота с характерным чувством безвременья, неуверенности, неустойчивости, смуты. Говоря слогом Герцена, какаято тревога пронизывает душу, не дает отдохнуть, отнимает спокойствие; ожидание реформ, трудная ухабистая дорога, движение вспять, ложные шаги мятущегося правительства, постоянные и пустые обещания бездарных мелкотравчатых политических фигур, отгороженных от собственного народа, все это, равно как и усиливающаяся безысходность, беспросветность жизни поддерживает лихорадочное, близкое к отчаянному болезненное состояние, подтачивает устои существования. На сакраментальный, но естественный вопрос «Как быть?» имеется лишь один ответ. Поскольку в менталитете нации не может быть вакуума, постольку правильно приняться за направленное формулирование и привитие национально-государственного сознания, которое во всех отношениях оправданно оформлять не как демонстрацию несбыточных идеалов, удовлетворение извечной тоски по недостижимому, но как само понимание, уточнение святынь, высших идей и целей, без коих не может существовать ни нация, ни отдельный ее представитель. Национально-государственная идеология, следовательно, видится нам как искренняя защита Отечества, умножающая живую силу народа и восстанавливающая национальные традиции и святыни, высокий исторический статус России как влиятельной державы. Сила этого влияния во многом зависит от состояния информационной культуры общества, государства и личности. |