Глава I. Проблема изучения самопознания личности в зарубежных и отечественных психологических исследованиях 1.1. Анализ современных подходов к изучению самопознания Постижение, познание, понимание человеком самого себя это процесс самопознания. Самопознание это процесс человеческой деятельности по постижению самого себя, результатом которого является самосознание. Самосознание человека формируется и изменяется на протяжении всей его жизни. Самопознание в структуре становления самосознания человека изучалось как в зарубежной, так и отечественной психологии. В психоаналитической школе самопознание как средство разрешения внутренних противоречий, изучалось З.Фрейдом (1917). В классическом психоанализе термин «самопознание» не употребляется. И все же, мы видим его присутствие в характеристиках фрейдовского «Я»: направленности на внешний и внутренний мир, выполнении функций самоконтроля за побуждениями и ассимиляции этих побуждений к реальности, способности вступать в отношения с бессознательным и на основе этого познавать себя. У последователей З.Фрейда встречаются указания на более близкие к самопознанию личностные феномены. Так К.Юнг говорит о промежуточном между сознательным и бессознательным образовании, который он определяет как самость. Самость но Юнгу это центр личности, вокруг которого группируются все остальные системы. А.Адлер, который внес в психоанализ рассмотрение человека не как жертвы собственных инстинктов, а изначально альтруистического, коллективного индивида, ввел понятие креативного «Я», т.е. Я, обладающего 12 |
направленности на внешний и внутренний мир, выполнении функций самоконтроля за побуждениями и ассимиляции этих побуждений к реальности, способности вступать в отношения с бессознательным и на основе этого познавать себя. У последователей 3. Фрейда встречаются указания на более близкие к самопознанию личностные феномены. Так К. Юнг говорит о промежуточном между сознательным и бессознательным образовании, который он определяет как самость. Самость по Юнгу это центр личности, вокруг которого группируются все остальные системы. А. Адлер, который внес в психоанализ рассмотрение человека не как жертвы собс твенных инстинктов, а как изначально альтруистического, коллективного индивида, ввел понятие креативного Я, т.е. Я, обладающего творческой силой. Согласно этой идее, человек сам творит свою личность, опираясь на опыт и наследственность [198; с. 5] Анализируя положения социогенетической теории Э. Эриксона, Л.И Анцыферова отмечает, что, базирующаяся на психоаналитическом подходе, она касается преимущественно развития Я (Эго) [10]. С позиции автора, скорее всего, именно Эго составляет основу поведения и функционирования человека. Эго представляет собой автономную структуру личности, основным направлением развития которой является социальная адаптация. Такой подход существенно отличается от классического психоанализа, т.к. описывает людей как более рациональных и поэтому принимающих осознанные решения и сознательно осуществляющих жизненные выборы. В эго-психологии Эриксона Я представляет собой некую систему, взаимодействующую с реальностью при помощи восприятия, мышления, внимания и памяти [202]. Это определяет адаптивные функция Я, что, по мнению автора, позволяет человеку при взаимодействии с окружающей действительностью становиться все более и более компетентным. Эриксон отмечает, что “одна из задач эго ~ помогать индивиду осваи |