творческой силой. Согласно этой идее, человек сам творит свою личность, опираясь па опыт и наследственность [3, с.5]. Социогенетическая теория Э. Эриксона, базирующаяся на психоаналитическом подходе, касается преимущественно развития Я (Эго) [147]. С позиции автора, скорее всего, именно Эго составляет основу поведения и функционирования человека. Эго представляет собой автономную структуру личности, основным направлением которой является социальная адаптация. Такой подход существенно отличается от классического психоанализа, т.к. описывает людей как более рациональных и поэтому принимающих осознанные решения и сознательно осуществляющих жизненные выборы. В эго психологии Эриксона Я представляет собой некую систему, взаимодействующую с реальностью при помощи восприятия, мышления, внимания и памяти. Это определяет адаптивные функции Я, что, по мнению автора, позволяет человеку привзаимодействии с окружающей действительностью становиться все более и более компетентным. Эриксон отмечает, что «одна из задач эго помогать индивиду осваивать жизненный опыт и руководить его действиями таким образом, чтобы из разнообразных и часто противоположных стадий и аспектов его жизни возможно было синтезировать некую целостность...» [147]. Теория Эриксона ставит во главу угла качества Эго, то есть его достоинства, раскрывающиеся в различные периоды жизни, которые характеризуются им как восемь стадий психосоциального развития и содержат ключевые жизненные конфликты. Механизм разрешения конфликтов на каждой стадии Эриксон видит в интенсивной работе Эго человека по выбору одной из существующих альтернатив. В случае выбора позитивного компонента на предыдущей стадии Эго обогащается положительными качествами и имеет возможность вобрать в себя и на последующей стадии позитивный компонент. Например, сначала базальное доверие в младенческий период, затем автономию в раннем детстве. И это гарантирует здоро13 |
направленности на внешний и внутренний мир, выполнении функций самоконтроля за побуждениями и ассимиляции этих побуждений к реальности, способности вступать в отношения с бессознательным и на основе этого познавать себя. У последователей 3. Фрейда встречаются указания на более близкие к самопознанию личностные феномены. Так К. Юнг говорит о промежуточном между сознательным и бессознательным образовании, который он определяет как самость. Самость по Юнгу это центр личности, вокруг которого группируются все остальные системы. А. Адлер, который внес в психоанализ рассмотрение человека не как жертвы собс твенных инстинктов, а как изначально альтруистического, коллективного индивида, ввел понятие креативного Я, т.е. Я, обладающего творческой силой. Согласно этой идее, человек сам творит свою личность, опираясь на опыт и наследственность [198; с. 5] Анализируя положения социогенетической теории Э. Эриксона, Л.И Анцыферова отмечает, что, базирующаяся на психоаналитическом подходе, она касается преимущественно развития Я (Эго) [10]. С позиции автора, скорее всего, именно Эго составляет основу поведения и функционирования человека. Эго представляет собой автономную структуру личности, основным направлением развития которой является социальная адаптация. Такой подход существенно отличается от классического психоанализа, т.к. описывает людей как более рациональных и поэтому принимающих осознанные решения и сознательно осуществляющих жизненные выборы. В эго-психологии Эриксона Я представляет собой некую систему, взаимодействующую с реальностью при помощи восприятия, мышления, внимания и памяти [202]. Это определяет адаптивные функция Я, что, по мнению автора, позволяет человеку при взаимодействии с окружающей действительностью становиться все более и более компетентным. Эриксон отмечает, что “одна из задач эго ~ помогать индивиду осваи 11 вать жизненный опыт и руководить его действиями таким образом, чтобы из разнообразных и часто противоположных стадий и аспектов его жизни возможно было синтезировать некоторую целостность...” [195; 91]. Теория Эриксона с тавит во главу угла качества Эго, то есть его достоинства, раскрывающиеся в различные периоды жизни, которые характеризуются им как восемь стадий психосоциального развития и содержат ключевые жизненные конфликты. Механизм разрешения конфликтов на каждой стадии Эриксон видит в интенсивной работе Эго человека по выбору одной из существующих альтернатив. В случае выбора позитивного компонента на предыдущей стадии Эго обогащается положительными качествами и имеет возможность вобрать в себя и на последующей стадии позитивный компонент. Например, сначала базальное доверие в младенческий период, затем автономию в раннем детстве. И это гарантирует здоровое развитие личности в дальнейшем. Напротив, если конфликт остается неразрешенным или получает неудовлетворительное разрешение, развивающемуся Я тем самым наносится вред, и в него встраивается негативный компонент (например, базальное недоверие, стыд и сомнение). Но Эриксон отмечает, что “качества, которые Эго приобретает на каждой стадии, не снижают его восприимчивости к новым внутренним конфликтам или меняющимся условиям” [201], а ложатся в основу адекватного разрешения кризиса в дальнейшем. Это приводит к осознанию тождественности с самим собой, или эго-идентичности. Эриксон определяет идентичность как “твердо усвоенный и личностно принимаемый образ себя во всем богатстве отношений личности к окружающему миру, чувство адекватности и стабильного владения личностью собственным “я” независимо от изменений “я” и ситуации; способность личности к полноценному решению задач, возникающих перед ней на каждом этапе его развития. Идентичность это прежде всего показатель зрелой (взрослой) личности, истоки и тайны которой скрыты, однако, на предшествующих стадиях г. а |