Проверяемый текст
Спиридонова Светлана Борисовна. Особенности развития и формирования самопознания в младшем школьном возрасте (Диссертация 1999)
[стр. 15]

ного и нечеткого в дошкольном детстве, в большей степени зависящего от внешних оценок, и конформного в возрасте 6 1 2 лет, затем развивается до уровня самопознания и самосовершенствования в подростковый период.
По мнению автора, все аспекты развития проприума являются реальными и жизненными частями личности и не могут
рассматриваться как самостоятельные компоненты и сущности [82].
Функционирование самопознания в структуре личности рассматривалось также в гуманистическом направлении психологии.
Теория самоактуализации А.Маслоу отличается от психоаналитического и других подходов тем, что исследование механизмов
«оздоровления» личности автор осуществлял, изучая жизнедеятельность не невротиков и других патологий, а людей, которые казались ему наиболее душевно здоровыми и творческими.
Тех, кто достиг наиболее оптимального, эффективного и здорового уровня жизнедеятельности, чем средние люди.
Личность и содержание ее самосознания А.Маслоу рассматривает с точки зрения врожденного, присущего как родовая черта, стремления к раскрытию, использованию наилучшим возможным образом своих талантов,
способностей и других ресурсов.
Теория самоактуализации раскрывает основные функции самопознания и важнейшие направления его развития.
По Маслоу человек должен
«представить себе жизнь как процесс постоянного выбора» [71].
Для растущей личности необычайно важно как можно раньше осознать необходимость выбора, а также возможность выбирать из множества вариантов
тот, который ведет к росту, к саморазвитию.
У самоактуализирующейся личности способность к осуществлению выбора в пользу роста, по мнению Маслоу, врожденная.
С его точки зрения в процессе становления здоровой личности необходимо осознать эту присущую изначально способность и обеспечить ее актуализацию необходимыми внутренними условиями: чувством уверенности в себе, волевыми качествами.

15
[стр. 12]

12 онтогенеза” [194; 12].
В диспозициональном направлении психологии самопознание рассматривается с точки зрения его функций в структуре личности.
По мнению одного из представителей этого направления, Г.
Олпорта [1961], личность это не простой набор диспозиций, а единство и интеграция всех аспектов индивидуальности, придающих ей своеобразие.
Самопознанию в концепции Олпорта отводится роль творческого, позитивного и развивающегося начала, интегрирующего черты личности и способствующего формированию чувства внутреннего единства.
Для обозначения этого человеческого свойства он вводит новый термин “проприум” (“собственное”).
Обращаясь к проблеме онтогенетического развития самосознания, Олпорт выделяет семь различных аспектов, с точки зрения которых происходит развитие проприума с детства до зрелости.
Представление человека о себе от неясного и нечеткого в дошкольном детстве, затем в большой степени зависящего от внешних оценок и конформного в возрасте 6-12 лет, развивается до уровня самопознания и самосовершенствования в подростковый период.
По мнению автора, все аспекты развития проприума являются реальными и жизненными частями личности и не могут
рассмагриваться как самостоятельные компоненты и сущности.
Функционирование самопознания в структуре личности рассматривалось также в гуманистическом направлении психологии.
Теория самоактуализации А.
Маслоу отличается от психоаналитического и других подходов тем, что исследование механизмов
“оздоровления” личности автор осуществлял, изучая жизнедеятельность не невротиков и других патологий, а людей, которые казались ему наиболее душевно здоровыми и творческими.
Тех, кто достиг наиболее оптимального, эффективного и здорового уровня жизнедеятельности, чем средние люди.
Личность и содержание ее самосознания А.
Маслоу рассматривает с точки зрения врожденного, присущего как родовая черта, стремления к раскрытию, использованию наилучшим возможным образом своих талантов,


[стр.,13]

13 способностей и других ресурсов.
По мнению Л.И Анцыферовой [9], теория самоактуализации раскрывает » основные функции самопознания и важнейшие направления его развития.
По Маслоу человек должен
“представить себе жизнь как процесс постоянного выбора” [94; 112].
Для растущей личности необычайно важно как можно раньше осознать необходимость выбора, а также возможность выбирать из множества вариантов
поведения тот, который ведет к росту, саморазвитию.
У самоактуализирующейся личности способность к осуществлению выбора в пользу роста, по мнению Маслоу, врожденная.
С его точки зрения в процессе становления здоровой личности необходимо осознать эту присущую изначально способность и обеспечить ее актуализацию необходимыми внутренними условиями: чувством уверенности в себе, волевыми качествами.

Еще один шаг к самоактуализации это принятие на себя ответственности.
Ответственность как чувство и как волевой акт предполагает осознание последствий своих действий, и совершенных и планируемых.
Для растущей личности это всегда важно, поскольку “обращение к себе, требуя ответа” обеспечивает правильный и самостоятельный выбор направления собственного развития, понимание человеком того, “что конституционально ему подходит”, “что является его предназначением” [94; 113].
Самоактуализирующийся человек, по Маслоу, должен быть независимым от других, должен быть нонконформистом.
Конечно, у ребенка, личность которого находится в стадии формирования, этот способ поведения не может быть столь ярким, как у взрослой личности.
Но проявление самостоятельности, критичности мышления, настойчивости в отстаивании своего мнения и осознание своей индивидуальности обеспечивают процесс ее становления.
Для растущего человека необычайно важно осознавать тесную связь между имеющимися от природы способностями и усилиями, прилагаемыми человеком для того, чтобы максимально использовать их.
Маслоу пишет, что “это

[Back]