Еще один шаг к самоактуализации — это принятие на себя ответственности. Ответственность как чувство и как волевой акт предполагает осознание последствий своих действий, и совершенных и планируемых. Для растущей личности это всегда важно, поскольку «обращение к себе, требуя ответа» обеспечивает правильный и самостоятельный выбор направления собственного развития, понимания человеком того, «что конституционально ему подходит», «что является его предназначением» [71]. Самоактуализирующейся человек, по Маслоу, должен быть независимым от других, должен быть нонконформистохм. Конечно, у ребенка личность которого находится в стадии форхмирования, этот способ поведения не может быть столь ярким, как у взрослой личности. Но проявление самостоятельности, критичности мышления, настойчивости в отстаивании своего мнения и осознание своей индивидуальности обеспечивают процесс ее становления. Для растущего человека необычайно важно осознавать тесную связь между имеющимися от природы способностями и усилиями, прилагаемыми человеком для того, чтобы максимально использовать их. Маслоу пишет, что «это труд ради того, чтобы сделать хорошо то, что человек хочет сделать» [71]. Становление здоровой личности невозможно без формирования у ребенка представления о себе как человеке, способном к свободному самостоятельному выбору, принятию на себя ответственности за свои поступки, к постоянной работе ради реализации своих возможностей и становления своей индивидуальности. Взгляд на самоактуализацию как на основу личностного развития объединяет теорию А.Маслоу с подходом К.Роджерса. Несмотря на некоторые теоретические различия, оба автора полагали, что люди в основном стремятся вперед, и при подходящих условиях, полностью реализуют свой врожденный потенциал. 16 |
13 способностей и других ресурсов. По мнению Л.И Анцыферовой [9], теория самоактуализации раскрывает » основные функции самопознания и важнейшие направления его развития. По Маслоу человек должен “представить себе жизнь как процесс постоянного выбора” [94; 112]. Для растущей личности необычайно важно как можно раньше осознать необходимость выбора, а также возможность выбирать из множества вариантов поведения тот, который ведет к росту, саморазвитию. У самоактуализирующейся личности способность к осуществлению выбора в пользу роста, по мнению Маслоу, врожденная. С его точки зрения в процессе становления здоровой личности необходимо осознать эту присущую изначально способность и обеспечить ее актуализацию необходимыми внутренними условиями: чувством уверенности в себе, волевыми качествами. Еще один шаг к самоактуализации это принятие на себя ответственности. Ответственность как чувство и как волевой акт предполагает осознание последствий своих действий, и совершенных и планируемых. Для растущей личности это всегда важно, поскольку “обращение к себе, требуя ответа” обеспечивает правильный и самостоятельный выбор направления собственного развития, понимание человеком того, “что конституционально ему подходит”, “что является его предназначением” [94; 113]. Самоактуализирующийся человек, по Маслоу, должен быть независимым от других, должен быть нонконформистом. Конечно, у ребенка, личность которого находится в стадии формирования, этот способ поведения не может быть столь ярким, как у взрослой личности. Но проявление самостоятельности, критичности мышления, настойчивости в отстаивании своего мнения и осознание своей индивидуальности обеспечивают процесс ее становления. Для растущего человека необычайно важно осознавать тесную связь между имеющимися от природы способностями и усилиями, прилагаемыми человеком для того, чтобы максимально использовать их. Маслоу пишет, что “это 14 труд ради того, чтобы сделать хорошо то, что человек хочет сделать” [94; 173]. Становление здоровой личности невозможно без формирования у ребенка представления о себе как человеке, способном к свободному самостоятельному выбору, принятию на себя ответственности за свои поступки, к постоянной работе ради реализации своих возможностей и становления своей индивидуальности. Взгляд на самоактуализацию как на основу личностного развития объединяет теорию А. Маслоу с подходом К. Роджерса. Несмотря на некоторые теоретические различия, оба автора полагали, что люди в основном стремятся вперед и, при подходящих условиях, полностью реализуют свой врожденный потенциал. Феноменологический подход К. Роджерса отражает ценность психической реальности и субъективного опыта человека в развитии его личности. По мнению автора восприятие себя, как и внешнего мира, обусловлено существованием психологической реальности, наблюдаемой и интерпретируемой реагирующим организмом. Следовательно, каждый человек интерпретирует реальность в соответствии со своим субъективным восприятием, и его внутренний мир в полной мере доступен только ему самому [206]. Феноменологическое поле включает в себя множество переживаний по поводу восприятия объектов и опыта. Постепенно часть этого поля обособляется в виде осознаваемых собственных свойств и ценностей. К. Роджерс называет эту часть фенохменологического поля “самость” или “Я-концепция”, которая определяется им как “организованная, последовательная концептуальный модель, состоящая из восприятий свойств “Я”, или “меня” и восприятий взаимоотношений “Я”, или “меня” с другими людьми и с различными аспектами жизни, а также ценности, связанные с этими восприятиями. Это модель, которая доступна осознаванию, хотя не обязательно осознаваемая” [207; с. 200]. Самость, или Я-концепция, является основным понятием в теории лично |