Проверяемый текст
Спиридонова Светлана Борисовна. Особенности развития и формирования самопознания в младшем школьном возрасте (Диссертация 1999)
[стр. 17]

Феноменологический подход К.Роджерса отражает ценность психической реальности и субъективного опыта человека в развитии его личности.
По мнению автора, восприятие себя, как и внешнего мира, обусловлено существованием
психической реальности, наблюдаемой и интерпретируемой реагирующим организмом.
Следовательно, каждый человек
может интерпретировать реальность в соответствии со своим субъективным восприятием.
И его вну тренний мир в полной мере доступен только ему самому
[94].
Феноменологическое поле включает в себя множество переживаний по поводу восприятия объектов и опыта.
Постепенно часть этого поля обособляется в виде осознаваемых собственных свойств и ценностей.
К.Роджерс называет эту часть
феноменологического поля «самость» или «Я концепция», которая определяется им как «организованная, последовательная концептуальная модель, состоящая из восприятий свойств «Я», или «меня» и восприятий взаимоотношений «Я», или «меня» с другими людьми и с различными аспектами жизни, а также ценности, связанные с этими восприятиями.
Это модель, которая доступна осознаванию, хотя не обязательно осознаваемая»
[95].
Самость, или Я концепция, является основным понятием в теории личности
К.Роджерса, рассматриваемой иногда как «теория Я».
Адекватное восприятие себя индивидом, осознание и принятие себя таким, какой он есть, по Роджерсу, является характерным для здоровой личности.
Именно это обеспечивает реализацию ведущего, как полагает автор, мотива человека самоактуализации, который представляет собой,
«свойственную организму тенденцию развивать все свои способности, чтобы сохранять и развивать личность [95].
Свой взгляд на природу и структуру «Я концепции» имеет Р.Бернс.
Он использует это понятие для обозначения
совокупности установок «на 17
[стр. 14]

14 труд ради того, чтобы сделать хорошо то, что человек хочет сделать” [94; 173].
Становление здоровой личности невозможно без формирования у ребенка представления о себе как человеке, способном к свободному самостоятельному выбору, принятию на себя ответственности за свои поступки, к постоянной работе ради реализации своих возможностей и становления своей индивидуальности.
Взгляд на самоактуализацию как на основу личностного развития объединяет теорию А.
Маслоу с подходом К.
Роджерса.
Несмотря на некоторые теоретические различия, оба автора полагали, что люди в основном стремятся вперед и, при подходящих условиях, полностью реализуют свой врожденный потенциал.
Феноменологический подход К.
Роджерса отражает ценность психической реальности и субъективного опыта человека в развитии его личности.
По мнению автора восприятие себя, как и внешнего мира, обусловлено существованием
психологической реальности, наблюдаемой и интерпретируемой реагирующим организмом.
Следовательно, каждый человек
интерпретирует реальность в соответствии со своим субъективным восприятием, и его внутренний мир в полной мере доступен только ему самому [206].
Феноменологическое поле включает в себя множество переживаний по поводу восприятия объектов и опыта.
Постепенно часть этого поля обособляется в виде осознаваемых собственных свойств и ценностей.
К.
Роджерс называет эту часть
фенохменологического поля “самость” или “Я-концепция”, которая определяется им как “организованная, последовательная концептуальный модель, состоящая из восприятий свойств “Я”, или “меня” и восприятий взаимоотношений “Я”, или “меня” с другими людьми и с различными аспектами жизни, а также ценности, связанные с этими восприятиями.
Это модель, которая доступна осознаванию, хотя не обязательно осознаваемая”
[207; с.
200].
Самость, или Я-концепция, является основным понятием в теории лично


[стр.,15]

15 сти К.
Роджерса, рассматриваемой иногда как “теория Я”.
Адекватное восприятие себя индивидом, осознание и принятие себя таким, какой он есть, по Роджерсу, является характерным для здоровой личности.
Именно это обеспечивает реализацию ведущего, как полагает автор, мотива человека самоактуализации, который представляет собой,
“свойственную организму тенденцию развивать все свои способности, чтобы сохранять и развивать личность” [206; с.
196].
Свой взгляд на природу и структуру “Я-концепции” имеет Р.
Бернс.
Он использует это понятие для обозначения
всей совокупности установок “на себя’^ выделяет внутри нее три составляющих: когнитивную, эмоциональную и поведенческую.
Когнитивная составляющая отражает представления индивида о себе, причем, по мнению автора, они “кажутся убедительными независимо от того, основываются они на объективном знании или субъективном мнении, являются ли они истинными или ложными” [15; 32].
Представления о себе, касающиеся разнообразных сторон личности, складываются в целостный Образ Я.
Эмоциональная составляющая “Я-концепции” существует в силу того, что любое знание о себе, любые конкретные черты Образа Я вызывают более или менее сильные эмоции и переживания.
Образ Я как представление индивида о самом себе и самооценка как аффективная оценка этого представления существуют слитно, тесно взаимосвязаны и предрасполагают человека к определенному поведению.
Р.
Бернс подчеркивает, что “даже эмоциональнонейтральные, на первый взгляд, характеристики собственной личности обычно содержат в себе скрытую оценку” [15; 34].
Но автор отмечает приоритетное влияние образа Я на самооценку: “эмоциональная составляющая установки существует в силу того, что ее когнитивная составляющая не воспринимается человеком безразлично, а пробуждает в нем оценки и эмоции, интенсивность которых зависит от контекста и от самого когнитивного содержания [15; 34].

[Back]