логическим защитам и изменениям внешних проявлений своей личности в целях сохранения комфорта. Р.Бернс буквально «думанье» о самом себе свел к самовосприятию. Таким образом, в зарубежной психологии самопознание является составляющим компонентом самосознания личности, его «Я-концепции». В отечественной психологии самопознание рассматривается традиционно как процесс, как динамическая система, результатом функционирования которой выступает образ Я. Проблему самопознания в становлении самосознания человека рассматривали: Ананьев Б.Г. [4], Божович Л.И. [18], Выгодский Л.С. [28], Кайгородов Б.В. [56], Кон И.С. [57], Лисина М.И. [68], Рубинштейн С.Л. [103], Сорокоумова Е.А. [112], Чеснокова И.И. [136]. Рассматривая вопросы самосознания С.Л.Рубинштейн отмечает тот факт, что к своему «я» человек относит и свой физический облик и свое психическое содержание. Но, по его мнению, не все из этого содержания отражается в равной степени. В «я» включаются только те стороны личности, которые были пережиты им «в специфическом смысле этого слова, войдя в историю его внутренней жизни» [103]. С.Л.Рубинштейн подчеркивает, что «не каждую мысль, посетившую его сознание, человек в равной мере признает своей, а только такую, которую он не принял в готовом виде, а освоил, продумал, т.е. такую, которая явилась результатом собственной его деятельности». Поэтому самосознание является не зеркальным отражением бытия личности, а «результатом познания, для которого требуется осознание реальной обусловленности своих переживаний [103]. В русле культурно исторической теории Л.С.Выгодского [30] о самопознании можно говорить с точки зрения процесса развития самосознания личности. Так А.Н.Леонтьев [65], изучая формирование личности, указывал на то, что личность рождается дважды: первое ее рождение относится к дошкольному возрасту и знаменуется установлением первых ие19 |
16 В отечественной психологии самопознание рассматривается традиционно как процесс, как динамическая система, результатом функционирования которой выступает образ Я. Рассматривая вопросы самосознания С.Л. Рубинштейн отмечает тот факт, что к своему “я” человек относит и свой физический облик и свое психическое содержание. Но по его мнению, не все из этого содержания отражается в равной степени. В “я” включаются только те стороны личности, которые были пережиты им “в специфическом смысле этого слова, войдя в историю его внутренней жизни” [140; 243]. С.Л. Рубинштейн подчеркивает, что “не каждую мысль, посетившую его сознание, человек в равной мере признает своей, а только такую, которую он не принял в готовом виде, а освоил, продумал, т.е. такую, которая явилась результатом собственной его деятельности”. Поэтому самосознание является не зеркальным отражением бытия личности, а “результатом познания, для которого требуется осознание реальной обусловленности своих переживаний” [140; 244]. По мнению Л.И. Божович [19, 20, 21, 22], формирование самосознания происходит на основе анализа и оценки объективных особенностей своего поведения и деятельности, в которых раскрываются качества личности. Автор отмечает, что ребенок “постепенно начинает выделять те или иные качества из отдельных видов деятельности и поступков, обобщать их и осмысливать сначала как особенности своего поведения, а затем и как относительно устойчивые качества своей личности” [19; 347]. Постепенно многообразные знания о качествах своей личности формируются в образ Я. И.С. Кон отмечает, что образ Я ”является сложной установочной системой, в которой принято выделять несколько “относительно автономных измерений: степень когнитивной сложности, отчетливости, последовательности, устойчивости и самоуважения” [75; 226]. И хотя понятие “Я” предполагает внутреннее единство и тождественность личности “фактически инди |