чие самосознания как особой инстанции личности. По мнению Л.И.Божович [18], формирование самосознания происходит на основе анализа и оценки объективных особенностей своего поведения и деятельности, в которых раскрываются качества личности. Автор отмечает, что ребенок «постепенно начинает выделять те или иные качества из отдельных видов деятельности и поступков, обобщать их и осмысливать сначала как особенности своего поведения, а затем и как относительно устойчивые качества личности» [18]. Запорожец А.В. программу воспитания личности понимал как программу самовоспитания ребенка. Взрослый содействует открытию и освоению ребенка каждого конкретного возраста, игры, труда, занятий учебного типа и другой практической деятельности на уровне самостоятельности (по своей инициативе, автонохмно, используя самоконтроль и самооценку). Деятельность он понимал как самодеятельность ребенка. При этом подчеркивал, что «формирование личности успешнее осуществляется при комллексировании разных видов деятельности: игры и труда, учебной деятельности, в которую органически включаются игровая, художественная и двигательная деятельность». Деятельность это, образно говоря, и фундамент, и материал и средство для открытия и «строительства» ребенком и его наставников своей индивидуальности, и способ, и как высшая форма духовная жизнь. Практическому освоению деятельности, превращению её из предмета познания в форму самовыражения ребенком и взрослым своей индивидуальности служат, во-первых, образование, в котором ключевым понятием является деятельность как иерархическая система, образуемая пятью взаимосвязанными компонентами: 1) замысел; 2) предмет преобразования; 3) средства преобразования или созидания; 4) система действий; 5) результат; вовторых, система индивидуального обучения, завершающаяся фронтальными формами, когда индивидуальность и диагностирует достигнутый в обу21 |
16 В отечественной психологии самопознание рассматривается традиционно как процесс, как динамическая система, результатом функционирования которой выступает образ Я. Рассматривая вопросы самосознания С.Л. Рубинштейн отмечает тот факт, что к своему “я” человек относит и свой физический облик и свое психическое содержание. Но по его мнению, не все из этого содержания отражается в равной степени. В “я” включаются только те стороны личности, которые были пережиты им “в специфическом смысле этого слова, войдя в историю его внутренней жизни” [140; 243]. С.Л. Рубинштейн подчеркивает, что “не каждую мысль, посетившую его сознание, человек в равной мере признает своей, а только такую, которую он не принял в готовом виде, а освоил, продумал, т.е. такую, которая явилась результатом собственной его деятельности”. Поэтому самосознание является не зеркальным отражением бытия личности, а “результатом познания, для которого требуется осознание реальной обусловленности своих переживаний” [140; 244]. По мнению Л.И. Божович [19, 20, 21, 22], формирование самосознания происходит на основе анализа и оценки объективных особенностей своего поведения и деятельности, в которых раскрываются качества личности. Автор отмечает, что ребенок “постепенно начинает выделять те или иные качества из отдельных видов деятельности и поступков, обобщать их и осмысливать сначала как особенности своего поведения, а затем и как относительно устойчивые качества своей личности” [19; 347]. Постепенно многообразные знания о качествах своей личности формируются в образ Я. И.С. Кон отмечает, что образ Я ”является сложной установочной системой, в которой принято выделять несколько “относительно автономных измерений: степень когнитивной сложности, отчетливости, последовательности, устойчивости и самоуважения” [75; 226]. И хотя понятие “Я” предполагает внутреннее единство и тождественность личности “фактически инди |